Время чтения: 2 минуты
Кто изображен
Картина демонстрирует пять обнаженных фигур, названных в честь улицы Каррер д’Авиньо в Барселоне. Всем барселонцам было известно, что на эту улицу мужчины наведывались, чтобы найти там себе профессиональных «спутниц». Поэтому оригинальное название картины, придуманное художником — «Авиньонский бордель». Его друг Андре Сальмон, впервые выставляя картину в 1916 году, переназвал её как «Философский бордель», смягчив затем название до «Авиньонских девиц», чтобы не шокировать публику. К слову, Пикассо эта идея не пришлась по вкусу, и он продолжал нежно называть картину «мой бордель».
Как они изображены
Объекты изображения вряд ли могли удивить искушенную парижскую публику: она уже видела немало картин с одалисками (наложниц в гареме), рабынями и куртизанками.
Но вот что её шокировало: то, как Пикассо их изобразил. Вместо гладкокожих и румяных красавиц — деформированные тела, а вместо лиц — маски. Эти девицы не выставлены для утехи публики, они агрессивны и страшны.
Каждый может разобраться в многообразии направлений и особенностей живописи XX века. Ловите вашу готовую программу курсов, чтобы изучить искусство с нуля!
Новый язык живописи
Опираясь на давнюю традицию многофигурных композиций с женскими телами, Пикассо совершает революцию.
Тела на этом полотне начинают распадаться на геометрические фигуры. Что забавно, это делает картину довольно целомудренной. Только подумайте: изображен бордель! Но в этих фигурах нет ни грамма сексуальности.
Пикассо отказывается от перспективы. Фигуры и фон теряют чёткое разграничение — их слияние мы увидим в дальнейшем развитии кубизма.
Художник представляет совершенно иной женский образ. Вместо безобидных и приятных глазу тел он показывает нам агрессивных и вызывающих бестий: взгляните на их позы — открытые и беззастенчивые. Их отталкивающий облик подчёркнут частоколом острых углов, которыми усеяна картина.
Взгляды «девиц», направленные прямо на зрителя, не могут не напомнить другую скандальную картину — «Олимпию» Мане (1863), возмутившую публику неприкрытой наглостью изображенной куртизанки.
«Авиньонские девицы» обозначили переход к совершенно иной живописи. Они определили очень важные особенности будущего искусства: отказ от достоверного изображения мира, склонности к интеллектуальным упражнениям. Продемонстрировав это полотно, Пикассо раз и навсегда завоевал титул главного лидера модернистского искусства, подвинув Матисса.
И даже спустя 100 лет перед эти полотном всё еще не по себе: огромные фигуры «Авиньонских девиц» (размеры полотна 2,4 x 2,3 м) c вывернутыми телами и масками вместо лиц продолжают бросать вызов каждому, кто оказывается перед ними.
Понравилась статья?
Читайте разбор ещё одного шедевра живописи начала XX века здесь.
Искусство — это не только про эстетическое наслаждение и катарсис. О том, что полезного и интересного может дать изучение искусства, узнайте из подкаста нашего проекта: