До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор картины «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо

Ни один список самых влиятельных произведений искусства не обходится без «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо 1907 года. Картина совершила настоящую революцию и знаменовала «квантовый скачок» для всего европейского искусства, обозначив начало кубизма. Давайте посмотрим, почему эта картина заняла особое место в истории.

Время чтения: 2 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Кто изображен


Картина демонстрирует пять обнаженных фигур, названных в честь улицы Каррер д’Авиньо в Барселоне. Всем барселонцам было известно, что на эту улицу мужчины наведывались, чтобы найти там себе профессиональных «спутниц». Поэтому оригинальное название картины, придуманное художником — «Авиньонский бордель». Его друг Андре Сальмон, впервые выставляя картину в 1916 году, переназвал её как «Философский бордель», смягчив затем название до «Авиньонских девиц», чтобы не шокировать публику. К слову, Пикассо эта идея не пришлась по вкусу, и он продолжал нежно называть картину «мой бордель».

Как они изображены


Объекты изображения вряд ли могли удивить искушенную парижскую публику: она уже видела немало картин с одалисками (наложниц в гареме), рабынями и куртизанками.

Но вот что её шокировало: то, как Пикассо их изобразил. Вместо гладкокожих и румяных красавиц — деформированные тела, а вместо лиц — маски. Эти девицы не выставлены для утехи публики, они агрессивны и страшны.

Новый язык живописи


Опираясь на давнюю традицию многофигурных композиций с женскими телами, Пикассо совершает революцию.

Тела на этом полотне начинают распадаться на геометрические фигуры. Что забавно, это делает картину довольно целомудренной.
Только подумайте: изображен бордель! Но в этих фигурах нет ни грамма сексуальности.

Пикассо отказывается от перспективы. Фигуры и фон теряют чёткое разграничение — их слияние мы увидим в дальнейшем развитии кубизма.

Художник представляет совершенно иной женский образ. Вместо безобидных и приятных глазу тел он показывает нам агрессивных и вызывающих бестий: взгляните на их позы — открытые и беззастенчивые. Их отталкивающий облик подчёркнут частоколом острых углов, которыми усеяна картина.

Взгляды «девиц», направленные прямо на зрителя, не могут не напомнить другую скандальную картину — «Олимпию» Мане (1863), возмутившую публику неприкрытой наглостью изображенной куртизанки.

«Авиньонские девицы» обозначили переход к совершенно иной живописи. Они определили очень важные особенности будущего искусства: отказ от достоверного изображения мира, склонности к интеллектуальным упражнениям. Продемонстрировав это полотно, Пикассо раз и навсегда завоевал титул главного лидера модернистского искусства, подвинув Матисса.

И даже спустя 100 лет перед эти полотном всё еще не по себе: огромные фигуры «Авиньонских девиц» (размеры полотна 2,4 x 2,3 м) c вывернутыми телами и масками вместо лиц продолжают бросать вызов каждому, кто оказывается перед ними.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО