Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В память об Улае – партнере и соавторе Марины Абрамович

ТЕКСТ
Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 5 минуты

Автор Алена Репина.

Лектор по направлению искусство.



В память об Улае – партнере и соавторе Марины Абрамович

Говорят, современное искусство часто оказывается вне морали. «Чистое, вечное и высокое» воспринимается как неотъемлемая часть искусства XVIII-XIX века, но не ХХ-го. А зря. Когда искусство фокусируется на, казалось бы, узком объекте – человеке и его самоощущении, эмоциях, жизненных состояниях, – то создается чистое, искреннее искусство, где главным героем наконец становится Человек. 

Этот самый человек и его жизнь во всей своей сложности и неоднозначности лежит в основе поисков и работ Франка Уве Лайсипена и Марины Абрамович, которые стали известны в дуэте Марина и Улай.

Два художника построили совместную 12-летнюю творческую деятельность на экспериментах преимущественно телесного характера. Их работы – это перформансы, где инструментом становится человеческое тело. Они исследуют интимное, чувственное взаимодействие между людьми.

С 1976 по 1988 год творческий дуэт балансировал на грани между искусством и взаимоотношениями, в которых сокровенные части жизни художники рассматривают с помощью телесного взаимодействия, при этом каждая из их работ связана всегда с физическим преодолением.


Вот некоторые из них:


Отношения во времени (1977)


В течение 17 часов влюбленные художники сидели в галерее со связанными волосами, находясь заведомо в ситуации, когда от усилий и усталости одного зависел комфорт другого.

image

Imponderabilia (1977)


Обнаженные художники стояли по двум противоположным сторонам в дверном проёме галереи. Прямо, кстати, пройти между ними было невозможно, нужно было выбрать, к кому повернуться лицом. Вместо 6 часов перфоманс продлился 3 часа, так как к месту действия прибыла полиция.

image

Смерть себя (1979)


Художники соединились в подобии поцелуя и дышали воздухом друг друга до тех пор, пока не теряли сознание.

image

Энергия покоя (1980)


На протяжении 1,5 минут Улай и Марина держали натянутый лук, направленный стрелой прямо в сердце Марины. Надо ли говорить, что это один из самых опасных перфомансов из когда-либо проводившихся? Такое взаимодействие возможно только при полном, даже абсолютном доверии между людьми.

image

В присутствии художника (2010)


В 1988 году, когда постоянное сотрудничество, балансирующее на грани поглощения друг другом и дополнявшееся бытовой совместной жизнью, подошло к концу, пара официально рассталась.

image
Вновь они встретились спустя 22 года.

В 2010 году Марина Абрамович устроила перфоманс, в рамках которого она, неподвижно сидя на своем месте, смотрела в глаза каждому, кто садится напротив нее.
В первый же день на контакт с Мариной пришел Улай и, покинув Марину, будто уступил ей перфоманс, который они начали еще в 1980-е.


Сольная карьера



Если сольная карьера Марины сложилась как нельзя удачно, её даже окрестили «бабушкой перфоманса», то индивидуальная карьера Улая проходила вдали от широкого внимания.

В начале 90-х он сфокусировал своё внимание на фотографии. Художник погрузился в европейскую историю, анализировал символику национализма и империализма и собрал снимки в новую серию Berlin Afterimages (1994-1995). Кроме того, занимался проектами, связанными с идеей охраны природных ресурсов.

Несмотря на то, что его телесный и пластический вклад в историю искусства неразрывно связан с Мариной, а их искусство – это новая история, которая на вершину художественного пьедестала ставит действие, его вклад остается неоценимым. В ноябре 2019 г. в Стеделийк-музее в Амстердаме, теперь уже в память об ушедшем художнике, открылась большая ретроспектива Улая, которую можно увидеть до конца апреля 2020 года.



А как вы относитесь к их совместным перформансам с Мариной Абрамович?


Фото обложки: Andrej Peunik MGML


Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
ЖИВОПИСЬ