Термин «континентальная философия» объединяет множество философских направлений, зародившихся и развивавшихся в европейских странах. То есть, тот самый континент — это Европа. Рассказываем про особенности этой философии и её противостоянии аналитической традиции.
Время чтения: 5 минут.
Что такое континентальная философия
Исходя из названия «континентальная философия», можно предположить, что речь идет о философской традиции какого-то континента. Это действительно так, но есть любопытные нюансы и целая история. Эта история берет свое начало из противостояния Старого и Нового света, из недоверия англичан и французов, из противоречий между основными положениями различных философских направлений.
Термин «континентальная философия» объединяет множество философских направлений, зародившихся и развивавшихся, в основном, в Германии и во Франции. Континентальной философии противостоит другая крупная философская традиция — аналитическая философия, которая сформировалась в Америке и Англии. Однако существовал так называемый Венский кружок, представителей которого можно отнести к последователям аналитической философии. То есть, главное здесь вовсе не географическое разделение. Это лишь наиболее удобная точка отсчета.
Смотрите курс-саммари «Философия: главные имена, школы и идеи», чтобы наконец разобраться в сложных философских системах. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Разногласия в философской среде
Между различными философскими школами и направлениями всегда существовали разногласия и противоречия. Критикуя идеи друг друга, философы разных школ приходили к новым истинам. Нельзя сказать, что противостояние континентальной и аналитической философских традиций принципиально отличается от обычных разногласий в этой среде. Можно выделить несколько важных моментов.
Несмотря на такое строгое разделение, ни континентальная философия, ни аналитическая не являются монолитными движениями со своими последователями, подчиняющимися конкретным заданным правилам. Тут достаточно сказать, что к континентальной философии обычно относят множество направлений, в которых мало общего — немецкую классическую философию, феноменологию, экзистенциализм, структурализм, критическую теорию и так далее. Аналитическая философия вообще не может представлять собой единую школу, так как является синтезом неореализма, неопозитивизма и прагматизма.
Противостояние представителей континентальной и аналитической традиций столь серьезно поддерживается самими философами, что порой может доходить до скандалов. В качестве такого громкого происшествия можно назвать случай, когда французский философ Жак Деррида получил звание почетного доктора философии Кембриджского университета. Против такого признания его заслуг выступили известные представители аналитической философии, и среди них — американский философ Уиллард Ван Орман Куайн. Из-за столь сильной вражды появилось мнение, что континентальная философия — устаревшая, неясная, нелогичная, и даже недостойна называться философией.
Все это усложняет задачу тому, кто хочет разобраться в сути противопоставления двух крупных философских традиций. Однако попробовать сделать это все же возможно.
Отличительные особенности
Несмотря на отсутствие общих твердых правил, отделить континентальную философию от аналитической можно. Континентальная философия неразрывно связана с культурой и историей тех стран, из которых вышла. Культура и история базируются на языке. Родной язык философа определяет тип его мышления, ход мыслей. История страны и конкретные социально-политические аспекты ее развития усиливают вероятность того, что философ будет интересоваться определенными проблемами и вопросами больше, чем какими-то другими.
Аналитическая же философия изначально строилась как нечто, максимально свободное от традиций, истории, конкретной культуры. «Аналитики» стремились изучать общие закономерности, свойства языка вообще, а не какого-то конкретного.
Аналитическая же философия изначально строилась как нечто, максимально свободное от традиций, истории, конкретной культуры. «Аналитики» стремились изучать общие закономерности, свойства языка вообще, а не какого-то конкретного.
Термин «континентальная философия» первым предложил Джон Стюарт Милль в 1832 году. Сначала он не имел широкого распространения, приблизительно до того момента, пока представители аналитической философии не начали использовать его для отделения своей философской традиции от чуждой им. «Аналитики» уделяли большое внимание проблемам языка, формулировки вопросов, анализу языковых характеристик, а также полагались на естественные науки и строгую логическую аргументацию. Они часто исключали из списка интересующих проблем вопросы бытия как такового. А вот континентальных философов волновало именно бытие.
Если взять тексты как представителей континентальной философии, так и «аналитиков», и сравнить их, то можно выделить некоторые общие черты в стиле их написания, свойственные либо одним, либо другим. Для континентальных философов, таких как Юрген Хабермас, Жан-Франсуа Лиотар, Жан-Поль Сартр, характерна подчеркнутая литературность стиля, размытость формулировок, обильное использование изобразительных средств языка. Континентальные философы часто были еще и писателями, излагали свои воззрения в художественных произведениях, полных символов и метафор. «Аналитики» же, — возьмем для примера Бертрана Рассела, Людвига Витгенштейна и Фрэнка Пламптона Рамсея, — предпочитали описывать свои идеи более «сухим», точным, академическим языком. Многие представители аналитической философии занимались математикой и физикой, что тоже наложило заметный отпечаток и на их размышления, и на стиль.
Еще одним отличием уже современных представителей аналитической философии можно обозначить внимание к новым когнитивным междисциплинарным направлениям, таким как когнитивная лингвистика и нейробиология. Сознание, мышление, возможность существования искусственного интеллекта — вот вопросы, которым посвящают свое время современные «аналитики». Когда как континентальных философов по-прежнему увлекает поиск ответа на вопрос «почему всё существует», а не «как». История философии, науки и религии, смысл жизни человека — то, что исследуют именно они.
Почему разделение так важно?
Сегодня разделение двух крупных философских традиций сохраняет свою актуальность. Это помогает структурировать знания о философии: исследователям удобнее объединить схоже мыслящих философов в единые школы для изучения их мировоззрения и методов познания окружающего мира.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Рассказываем подробнее о классической немецкой философии в нашем материале:
Как немецкая классическая философия стала самой влиятельной в мире
О великих философах от Платона до Ницше — в видео нашего проекта: