Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл картины «Охотники на привале» Перова?

Василий Перов писал картины не только на острые социальные темы. Еще он изображал простую и знакомую жизнь. Одним из полотен этого периода и стали «Охотники на привале». В чем суть этой картины? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Молодость, зрелость и старость

Перов любил охоту, именно поэтому выбрал для картины сюжет с охотниками на отдыхе. Мы видим три фигуры мужчин. Герой слева рассказывает приятелям увлекательную историю. Вероятно, он самый старший и опытный. Персонаж верит в то, что говорит товарищам. Молодой охотник поражается истории опытного приятеля, а мужчина средних лет, наоборот, настроен скептически и с недоверием. Искусствоведы считают, что с помощью образов охотников Перов показывает жизненный цикл: молодость, когда человек верит в чудеса и принимает все за чистую монету, зрелость, то есть человек уже подвергает сомнению каждую фразу, и старость, когда человек постоянно вспоминает и приукрашивает прошлое. Важное значение художник придавал и пейзажу. В нем чувствуются напряжение и тревога. Поленов пишет мрачное небо, летящих птиц, сухую траву. Перед нами поздняя осень. Живописец выбирает именно это время года и атмосферу, чтобы не отвлекать зрителей от центральных персонажей.

Охота объединяет

На картине «Охотники на привале» изображены реальные люди. Прототипом для охотника слева стал Д. П. Кувшинников — врач и любитель охоты. Его имя стало известным благодаря полотну Перова. В середине находится В.В. Бессонов, который был художником-любителем, а справа — Н. М. Нагорный. Он был другом и коллегой Кувшинникова и Бессонова. Известно, что после написания Перовым полотна «Охотники на привале» он женился на племяннице известного писателя Вере Толстой.
Важное значение художник придает цвету. Мы видим, что лица и руки персонажей подсвечены. Этот прием использовали художники эпохи Возрождения, чтобы раскрыть внутренний мир героев. Живописец показывает, что перед нами — люди разного социального происхождения, но они находят общий язык благодаря охоте и забывают о разногласиях. Критики обвиняли Перова, что на его картине герои выражают наигранные эмоции. Однако таким образом художник хотел выразить замысел работы.

Неумелые охотники

Интересно, что когда современники увидели картину Перова, они сразу догадались, что охотник врет. Федор Достоевский говорил: «Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства». Художник сделал это намеренно, люди не сомневались, что он не разбирается в теме — живописец был опытным охотником. Детали на картине подчеркивают комический эффект. Так, в качестве добычи мы видим зайца-русака и рябчика. Однако рябчики водятся в лесу, а заяц — в поле. Соответственно, их нельзя поймать на одной охоте.
На земле находится помятый рожок, его обычно использовали, чтобы собрать гончих в стаю. Но на картине их нет. Пес, который показан на полотне, похож на борзую. На псовой охоте не использовали ружья, а здесь они изображены. Еще стоит отметить, что ружья не кладут дульной стороной на землю, как показано здесь. По этим деталям можно понять, что рассказ охотника далек от правды.
На экзамене по истории искусства особенно важно не путать правду и вымысел. А если вы прогуляли пары, и однокурсники не делятся с вами конспектами, не страшно. С саммари «Тайны великих художников и их картин» вы легко подготовитесь к экзамену. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи — величайший портрет в истории или просто распиаренная картина? Рассказываем в статье:
Мона Лиза: шедевр или нет?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО