Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём секрет популярности «Ёжика в тумане»?

«Ёжика в тумане» называют лучшим мультфильмом всех времён и народов. Но что делает его таким: уникальная съёмка, запоминающиеся герои или таинственная атмосфера туманного леса? Разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты.

О чём речь?

Режиссёр Юрий Норштейн снял «Ёжика в тумане» в 1975 году на основе сказки Сергея Козлова. Мультфильм рассказывает историю Ёжика, который отправляется на встречу со Медвежонком, но теряется в тумане. Там обитают загадочные существа — Филин, Летучая мышь, Улитка, Собака и Белая лошадь. В мультфильме минимум диалогов: его сюжет строится при помощи визуальных решений, которые создают глубокую и эмоциональную атмосферу.
Юрий Норштейн
«Ёжик в тумане» стал настоящим шедевром анимационного искусства и образцом высокого качества советской анимации, хотя он не отличается яркими красками и динамичным музыкальным сопровождением. Мультфильм покорил множество зрителей своей простотой и одновременно глубиной сюжета, а также универсальностью и актуальностью идей и ценностей.
Несмотря на то, что мультфильм был создан более полувека назад, его популярность не угасает. С момента выхода он получил множество отечественных и международных наград. А 2003 году на международном анимационном фестивале «Лапута» в Японии критики признали «Ёжика в тумане» лучшим мультфильмом всех времён. Он стал не просто частью истории анимации, но и важным феноменом, который продолжает оставаться в памяти и сердцах зрителей.
Смотрите курс-саммари «История анимации», чтобы разобраться наконец, в разных приёмах мультипликации и понять, какие детали цепляют глаз зрителя больше всего. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации в приложении и на сайте.

Контекст создания

«Ёжик в тумане» отражал неустойчивость советской культуры 1970-х годов. В Период застоя государство финансировало искусство, но накладывало на авторов идеологические ограничения. Из страны эмигрировали учёные и писатели, развивался самиздат и нонконформистское искусство. Свобода творчества, которая господствовала в годы «оттепели», оказалась под жёстким контролем цензуры. Доступный способ борьбы с ней — смешение повествовательного фокуса с критики общества на чувства, эмоции и внутренние переживания героев.
Темы одиночества, потери идентичности и отчуждения от мира стали часто появляться в мультфильмах того времени. Герои в них перемещались между ограниченной реальностью и насыщенным пространством грёз. Они пытались понять, какое место занимают во вселенной и разобраться, в чём их предназначение. В «Сказке сказок» Волчок попадает в воспоминания разных людей и наблюдает за событиями нескольких эпох. А в «Зеркале времени» герои познают прошлое за рассуждениями о космосе.
«Сказка сказок» (1979), реж. Ю. Норштейн
«Ёжик в тумане» не исключение: туман для героя — это иллюзорный мир, в котором он чувствует себя потерянным и беспомощным. Его путь к Медвежонку — попытка зацепиться за реальность и обрести в ней самодостаточность.

Особенности съёмки

Оператор «Ёжика в тумане» Александр Жуковский и художник-постановщик Франческа Якубова применили при его создании несколько инновационных для советской мультипликации методов. Эпизоды снимались на ярусных стёклах — это помогало создать эффект «объёмного» пространства. Чтобы воссоздать туман, на верхний слой прозрачной плёнки, лежащей на стекле, наносили пыль, а нарисованный персонаж находился ниже. Если нужно было «погрузить» его в туман, слои отдаляли друг от друга. Сам Ёжик был нарисован по этому же принципу: голова, туловище, руки, ноги и иголки располагались на разных слоях.
Камера при съёмках двигалась свободно — так режиссёр добивался естественности и лёгкости изображения. Например, сцену с деревом, которое угрожающе крутится, готовили «по частям». Ветви прорисовывали на разных слоях плёнки, а ствол проходил через них насквозь. Когда слои вращали, казалось, что дерево поворачивается вокруг своей оси. А эпизод с падающим листом скопировали с «живых» кадров: настоящий лист снимали с разных ракурсов, а затем распечатывали получившееся изображение.
«Ёжик в тумане» (1975), реж. Ю. Норштейн

Истоки в живописи

На «Ёжика в тумане» повлияли картины многих известных художников. Они нашли в мультфильме не только визуальное, но и смысловое воплощение. Так получилось с иконой Андрея Рублёва «Спас Вседержатель». Норштейн признавался, что во время работы над лентой часто смотрел на неё и видел в образе Ёжика «силуэт Христа».
В числе других живописцев, которые вдохновили Норштейна — Ван Гог, Пикассо, и Рембрандт. Но больше всего в «Ёжике» прослеживаются отголоски творчества Пауля Клее. Его фактурный и эмоциональный художественный стиль Норштейн считал «азбукой и морфологией для мультипликации». Картина Клее «Маленький шут в трансе» задала мультфильму эстетические границы, что, по признанию режиссёра, помогало ему не «проваливаться в слащавость».
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
О том, чего достигли в студии Pixar за полвека, рассказываем в статье:
Как Pixar стала главной анимационной студией в мире?
Почему нам так интересно следить за историей во «Времени приключений»? Чем этот мультсериал привлекает зрителя? Разбираемся в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ