Подари саморазвитие
*тык*
Сертификаты на 2000+ лекций и курсов на гуманитарные темы от 299 ₽
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему мы стали так одержимы путешествиями?

Лето, пора отпусков, мы готовимся отправиться в очередное путешествие. На пляж или в горы? Потратить отдых на лечение или на экстремальные развлечения? Туризм последнее время стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но задумывались ли вы, почему мы стали так много внимания уделять путешествиям?

Было ли так всегда, или это особенность только нашего времени?

Путешествиями больше никого не удивить – более того, сейчас даже как-то стыдно не путешествовать. Но откуда у нас возникла такая страсть к путешествиям и что это говорит о нас?

Давайте посмотрим, что об этом нам может рассказать философия.

Приложение для саморазвития. Скачать

Человек путешествующий


Если мы взглянем на мифологию и литературу, то увидим, что все там постоянно куда-то идут. Одиссей, Данте, Дон Кихот — все они находятся в бесконечном путешествии. Да, путь Одиссея сложно назвать путешествием в современном понимании этого слова, но все-таки. В европейской культуре мы постоянно встречаем образ путешественника, что привело к созданию сразу нескольких теорий о том, что путешествие – одна из ключевых характеристик человека как такового.

Исследователь мифологии Д. Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой» выводит идею «мономифа», в центре которого стоит цепь: обычная жизнь героя — отправление героя в путешествия с подвигами — возвращение домой в новом статусе. Что, по сути, является структурой любого путешествия.

Чешский писатель М. Кундера отмечает интересный момент в истории Одиссея — первого великого путешественника в европейской истории. Калипсо предлагает герою выбрать между бессмертием и отечеством, и Одиссей предпочитает вернуться в родные места. Подлинное путешествие всегда заканчивается дома.

Почему мы стали так много путешествовать?


Так что такое путешествие? Это в некотором смысле обряд инициации. Согласно теории румынского философа Мирчи Элиаде, любой обряд инициации состоит из трех компонентов: отделение — переход — включение. Как и любая инициация, путешествие состоит из трёх частей.

Мы покидаем родной дом, оставляем до боли знакомую нам среду и отправляемся искать новый опыт. Любое путешествие — это в первую очередь уход от повседневной рутины. Нам хочется увидеть, узнать и почувствовать что-то новое.

Само путешествие. Покинув зону комфорта, мы сталкиваемся с чуждым нам миром. Не так важно, это другой континент или соседняя область, важно то, что для нас это преодоление преград и совершение мини-подвигов. Путешествие сталкивает нас с непредвиденными ситуациями, требует молниеносных решений и всячески провоцирует нас на контакт с внешним миром.

Возвращение домой. Финальный акт любого путешествия. Без него мы лишь путники, странники или отшельники, но не путешественники. За время путешествия происходит наша трансформация, и мы возвращаемся немного другими.
Чтобы по-настоящему понять себя, нужно совершить акт рефлексии, осознать то, кто ты и как ты живешь. Путешествие позволяет посмотреть на свою жизнь со стороны.

Познание Другого


Развитие туризма в XX в. совпадает с увеличением интереса к неевропейским культурам. Именно в прошлом столетии этнологи, антропологи и социологи начинают исследовать первобытную культуру и демонстрировать весь ужас европейского гуманизма с его колониальным мышлением.



Европейскому человеку становится интересно понимать культуру других народов, а не порабощать ее. Эта тенденция начинается в академической науке, но уже к концу века переходит и в более широкие слои населения. Все чаще будут возникать туры в Африку, Южную Америку, острова Океании не с целью показать мнимое превосходство европейского мира, а с целью понять и изучить совершенно другой тип культуры. Вспомните, как недавно было популярно ездить в Индию, чтобы постичь другой образ жизни и мышления.

Познание себя


Мы уезжаем для того, чтобы найти не дальние страны, а самих себя. Одна из ключевых проблем XX века — кризис идентичности европейского человека. Если ранее благодаря христианству он знал базовые ответы на ключевые вопросы собственного существования, то в результате духовного кризиса рубежа XIX-XX в. человек потерял четкую систему ориентиров в мире.

Освободившись от всех мифологических и религиозных иллюзий, человек обрел невероятную свободу, которая обернулась трагедией. Мы перестали понимать, кто мы есть. Мир стал бессмысленным, а человеческое существование — загадкой, требующей ответа, которого у нас больше нет.

Отсюда — кризис самоопределения. Мы впервые оказались в мире, существование в котором больше ничем не объясняется. Как следствие – наше маниакальное стремление к движению. Французский философ Жиль Делез называет современного человека «номадом», вечным странником. Потеряв смысловые ориентиры в мире, мы судорожно ищем их, в том числе с помощью физических перемещений.

Альбер Камю говорил: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». В современном мире кризиса идентичности нам необходимо найти ответ на вопрос, кто мы есть, и путешествие — еще один механизм попытки найти (или создать) самих себя.
МНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ