Жизнь «богатых и успешных» — одна из тех историй, которую кинематографисты рассказывают нам с завидной регулярностью. Но можно ли заинтересовать сегодняшнего зрителя еще одним рассказом о светской Москве и ее обитателях?
Время чтения - 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Что-то на богатом
Сериал «Содержанки» вышел в 2019 г. и позиционировался как смелый, провокационный проект. Режиссером первого сезона (а в дальнейшем — шоураннером всего сериала) выступил Константин Богомолов, известный своими скандальными театральными постановками. Как говорила продюсер «Содержанок» Ирина Сосновая, Богомолову дали практически полную финансовую и творческую свободу.
Московская премьера «Содержанок» выглядела как один из его эпизодов: закрытая вечеринка в Доме литераторов, собравшая весь столичный бомонд. Казалось, первыми зрителями сериала стали его герои.
Потом сериал вышел на стриминговом сервисе START и быстро превратился
во флагман платформы, в три раза увеличив количество ее подписчиков,
а в конце 2019 г. проект купил Amazon Prime. Оказалось, что зрители совсем
не прочь еще раз заглянуть в модные столичные клубы и гостиные фешенебельных особняков.
В Москву, в Москву, в Москву!
«Содержанки» отталкиваются от истории «Золушки», переехавшей
в Москву, которая на российском ТВ уже стала архетипичной.
Раньше героиней этой сказки была наивная девушка, которая находит своего «принца» с московской недвижимостью. Теперь это Дарья Смирнова — расчетливая приспособленка, которая умеет выгодно использовать маску «наивной простушки».
Другая героиня, следовательница Лена Широкова, попадает в эпицентр красивой московской жизни случайно. Но в итоге все персонажи начинают стремиться к власти, большим деньгам и неограниченным возможностям. Мотивации у них могут быть разными, но цель одна. Зрителя погружают
в лицемерный и опасный мир, где все «ходят по головам» и готовы на все ради собственной выгоды.
Рыбки в аквариуме
Юрий Мороз, режиссер-постановщик третьего сезона «Содержанок», придумал довольно простую метафору, о которой рассказал журналистам.
Персонажи сериала живут «в аквариуме», т. е. в некоем ограниченном, закрытом мире, в котором существуют свои правила. В этом аквариуме, конечно, есть опасные «крупные рыбы», а есть красивые, но крохотные
и беззащитные. Закон в том, что «большие поедают маленьких». По сути, именно за этим мы следим от сезона к сезону.
Проблема в том, что «аквариум» вышел слишком стерильным. Проект снимался в настоящих коттеджах и в самых дорогих клубах и ресторанах Москвы. Это дало «дорогую картинку», но не добавило жизни.
Духовная пустота подавляющего большинства скучающих персонажей,
у которых всё есть, всячески подчеркивается и кажется едва ли не главным посылом авторов. Но история про «неживых» героев оказалась такой же мертвой.
Оживить сериал были призваны, в частности, эротические сцены.Подобных эпизодов достаточно уже в первой серии, и сперва они действительно сюжетно оправданы. Но постепенно создатели заигрались и ушли в провокацию ради провокации.
Когда сериал называют «эротическим триллером», он автоматически привлекает больше интереса. Однако сцены секса, которые никак не влияют
на сюжет и служат только для «поддержания статуса», — это, пожалуй, слишком грубый прием.
Феминизм или сексизм?
Дарья Жук, постановщица второго сезона «Содержанок», однажды решила проверить проект с помощью теста Бекдел.
Это тест на гендерную предвзятость в художественном произведении: фильм, сериал, комикс и т. д. проходит его, если в нем есть хотя бы два женских персонажа, названных по именам, которые хотя бы раз говорят друг с другом
не о мужчинах.
С этой довольно условной позиции «Содержанки» парадоксально оказываются «феминистическим» проектом, как считает Жук.
В сериале действительно много женских персонажей с разными жизненными взглядами и принципами: содержанки из проекта Богомолова выглядят более сложными и самодостаточными личностями,
чем бесконечные жены и невесты из сериалов федерального ТВ.
Однако свою жизнь они все равно строят вокруг сильного и властного мужчины, такого, как Глеб Ольховский — герой Владимира Мишукова.
Кто здесь содержанка?
По-настоящему любопытная мысль, которую несет сериал, заключается в том, что «содержанками», по сути, являются все.
Героиня хочет богатого спонсора, богатый спонсор зависит от влиятельного зятя, тот — от еще более значительного лица, и всему этому нет конца. Зрителям показывается целая выстроенная система содержанства с внутренней иерархией. Получается, что «Содержанки» — это в первую очередь не про богатых и циничных, а про зависимость в самом широком смысле этого слова.
Сериал выглядит интересным экспериментом, но все же не кажется настоящим «событием» и «явлением» в отечественной индустрии. Возможно, современного зрителя уже не так просто «купить» откровенными сценами и сказками
о красивой жизни.