Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Этика эллинизма

Эпоху эллинизма определяют как период от завоевания Александра Македонского и до падения Римской империи. Основными школами эллинизма считают эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Что они собой представляют? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Эпикурейство

Эллинизм обращается к природе. Он ищет источник справедливости не в государственном устройстве, а в природе. Эллины говорят, что природа не диктует этическую норму. Она не является строгим абсолютным законом. Этика продиктована природой человека.
Среди эллинистов следует выделить киников, стоиков и эпикурейцев. Эпикурейство восходит к философу Эпикуру. Он говорит, что решение этической проблемы заключается в правильном истолковании счастья. Главная цель в жизни, по его мнению, — стремиться к удовольствиям и избегать страданий. Что же это значит? Каждое наслаждение, благо имеет внутреннюю боль, то есть это последствия от получения удовольствия. Каждое удовольствие должно расцениваться вместе с болью и страданием, которое оно несет.
Эпикур приводит классификацию удовольствий. Он считает, что есть естественные и необходимые удовольствия (еда, сон, тепло), естественные, но не необходимые (изысканные яства), неестественные и не необходимые (тщеславные влечения). Удовольствия ценны не сами по себе, а когда они ведут к безмятежной жизни. Страхи мешают получать удовольствие. Эпикур говорит, что есть страх перед богами, перед природой и страх смерти.

Стоицизм

Эпикур критикует любовь, потому что она приводит к страданиям. Он считает, что единственный способ отношений, который не таит опасностей, — это дружба. По мнению философа, это устройство всех отношений между людьми и все отношения, которые возможны в обществе.
Это естественное состояние человека, которое может приблизить его к безмятежности. О природном удовольствии говорил и стоицизм. Один из главных его представителей — Зенон Китийский. Он считает, что высший смысл человеческого существования — это жизнь, согласованная с природой.
В природе нет провалов и исключений, в ней существует только необходимость. Природное стремление любого живого существа — самосохранение. Чтобы человек выживал, ему природа дала разум. Жить по разуму и есть путь добродетели. Человек не может повлиять на мир, в котором он живет. Случаются войны, катастрофы. Но мы можем выбирать между добром и злом.
Так как человек не может повлиять на внешний мир, благом называется апатия. Это состояние, свободное от страстей. Зенон говорит, что любое сильное чувство, например, смерть возникает из-за несогласия с природой. Все явления мира нужно принимать с апатией. В этом и заключается смысл стоицизма.

Скептицизм

Основателем направления скептицизма называют Секста Эмпирика. Он доходит в логических рассуждениях до предела. Скептицизм говорит, что мы не можем сделать даже суждения о мире. Секст Эмпирик считает, что всякому положению можно противопоставить другое, столь же основательное, как и первое. Мы всегда можем подойти с разных сторон к одной и той же ситуации. Человеку стоит признать непознаваемость мира и воздерживаться от суждений. Мы не можем ничего отрицать и утверждать.
Скептицизм становится основой современного направления — морального релятивизма. Возникает идея, что нет абсолютного блага. Представления о благе, зле могут отличаться у людей и изменяться во времени. Нет универсального пути, мы постоянно ставим под вопрос все наши суждения. Именно поэтому нужно стараться избегать необдуманных суждений.
2024-02-08 03:53 ФИЛОСОФИЯ