Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Особенности нового румынского кино

Самобытное, реалистичное и такое знакомое — это новое румынское кино. Как эстетика мрачной социалистической действительности захватила внимание международных критиков? Об особенностях направления рассказываем в статье.
Время чтения: 2 минуты

Как возникает

«Новая волна» — общее название румынского кино, которое снимают с 1990-х годов. С падением коммунистического режима культура страны освободилась от рамок: теперь режиссёры могли говорить на любые темы и не опасаться цензуры. Однако долгое подавление искусства в Румынии негативно сказалось на молодых кинематографистах: у них не было опыта съёмок и ресурсов. Проблемы были также и с финансированием фильмов: Румыния оправлялась от последствий революции и развитие кино не было приоритетной задачей.
«Хочу свистеть — свищу!» (2010), реж. Ф. Шербан
Работа в непростых условиях сказалась на том, каким мы знаем современные фильмы румынских режиссёров. Их кино — ничем не приукрашенные реальные истории людей, которые учатся жить в новом мире. Надежды на будущее, тоска по прошлому и повсеместная «потерянность» — киноделы не просто фиксировали события, но и сами их проживали.

Черты

«Новая волна» — собирательное понятие. У течения нет формального лидера, его участники принадлежат разным поколениям и снимают фильмы в разных жанрах. Это как драмы, например, «История из блока “С”» Кристиана Немеску, так и комедийные ленты — «Самая счастливая девушка на свете» Раду Жуде. Однако все фильмы объединены тематически. Режиссёров волнует конфликт поколений, безработица и эмиграция, жизнь в провинции и бытовые проблемы «маленьких» людей.
«Смерть господина Лазареску» (2006), реж. К. Пую
Методы съёмок иногда совпадают с постулатами «Догмы-95», которую провозглашали Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. Румынские фильмы предельно натуралистичны. Для них характерна подвижная камера, которая следует за героями, и долгие планы. При этом зритель может отстраниться от повествования: погружение в исторический контекст позволяет рассматриваться фильмы как исторические свидетельства.
Вы потихоньку становитесь знатоком кино. Хотите узнать о других знаковых направлениях, режиссёрах и фильмах? Смотрите или слушайте фоном видео-саммари «Киногид по странам» и получайте готовое мнение об истории кино всего за 20 минут. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30. Он действует до 15 августа при регистрации в приложении и на сайте.

Представители

Международный успех к «Новой волне» пришёл с картиной «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую. Лента завоевала премию «Особый взгляд» на Каннском фестивале 2005 года. Фильм рассказывает о скитаниях старика с аллегорическим именем Данте Ремус Лазареску по больницам, их которых его постоянно выгоняют. При помощи чёрного юмора Пую говорит о страданиях человека, который никому не нужен. Погружённый в систему, он становится её заложником. Когда на его пути появляется врач с фамилией Ангел, мы понимаем, что господин Данте Лазареску отправится в мир, до которого его литературный тёзка шёл целую книгу.
«4 месяца, 3 недели и 2 дня» (2007), реж. К. Мунджиу
Другой знаковый фильм, открывший миру новый румынский кинематограф — «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Это драма о двух лучших подругах, которые также попали в несправедливые и угнетающие условия. Гэбица хочет сделать нелегальный аборт, а Отилия вынуждена её прикрывать. Девушкам не хватает времени и денег, им кажется, что за ними следят. Даже врач, который согласился провести процедуру принуждает их к интимной связи в обмен на молчание. Можно ли жертвовать собой даже ради самых близких? Как забыть унижения и двигаться дальше? Картина потрясла европейских зрителей и критиков. В 2007 году фильм выиграл в Каннах «Золотую пальмовую ветвь».
Больше о национальных течениях мирового кинематографа читайте в нашем материале:
Джалло: в чём уникальность итальянских хорроров?
КИНЕМАТОГРАФ