Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как читать «Старуху» Хармса?

ЛИТЕРАТУРА
Даниил Хармс воскресил старуху-процентщицу, чтобы убить ее снова. В статье разбираем самую мистическую повесть петербургской литературы XX века.
Время чтения: 2 минуты.

Контекст

Хармс пишет «Старуху» в 1939 году, но официально публикует только через 35 лет, в немецком издательстве. В России повесть можно было найти только в подпольных самиздатовских сборниках.
Она о человеке с тёмной, мрачной душой. Сюжет крутится вокруг фэнтезийной и сюрреалистичной истории. Главный герой впервые встречает старуху, прогуливаясь по городу. Она идёт с часами без стрелок, но безошибочно определяет время. Вернувшись домой, персонаж засыпает. К нему в квартиру входит старуха и умирает прямо в его комнате. С того момента рассказчик не может избавиться от незваной гостьи.
«Старуха» (2010), реж. Б. Марковский

Абсурд и старуха

Таинственная старуха воплощает идею мистического возмездия. Ее часы — это символ вечности. Гостья стала жертвой и палачом главного героя, навечно связывающая его с миром мёртвых. Эта встреча воплощает столкновение человека с потусторонним миром, которое может обнажить не самые красивые черты его души.
На страницах «Старухи» живут странные образы и многогранные глубокие послания с философскими интерпретациями. «Левое искусство» авангарда Хармса автобиографично и мистически запутанно одновременно. Атмосфере абсурда способствует и язык повествования: он донельзя простой и обыденный. Детали быта контрастируют с абсолютно нереалистичными событиями в сюжете.
Ницше, Достоевский, Сартр и Камю — четыре столпа философии Хармса. Что их объединяет кроме этого вам расскажет эксперт в видео-саммари «Как понять экзистенциализм». Напоминаем, что специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30. Введите его при оформлении подписки и слушайте фоном 500+ видео-саммари, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.

Психологизм и неопределённость

Повесть наполнена элементами психологизма. Главный герой многогранен и неоднозначен. Мы можем проследить за ходом его мыслей, и эта рефлексия не всегда вызывает приятные эмоции. Рассказчик — не пример для подражания, хоть во многом и списан с самого Хармса. Персонаж ведёт себя как типичный преступник, хотя в книге нигде прямо не сказано, что он убийца.
Книга Хармса перекликается с произведением другого петербургского автора — Федора Достоевского. Речь идёт, разумеется, о «Преступлении и наказании». Мотивы смерти и перерождения после падения, которыми пропитано произведение, приводят героя к обращению к Богу. Схожая философия и у Хармса, хотя он добавляет к вере в божественную силу важный для обриуэтов мотив — бессмертие. Мистику же автор берёт из «Пиковой дамы» Пушкина.
Для чего это вообще было написано? Какой смысл у финальной сцены с молитвой? Хармс, как и другие близкие к абсурду писатели, не даёт читателю однозначных ответов.
Подробнее о так называемых «петербургских текстах» рассказываем в статье:
Что такое «петербургский текст»?