Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Константин Коровин: Париж в палитре русского импрессиониста

Значительная часть творчества Константина Коровина посвящена Парижу, городу, который стал для художника вторым домом и неиссякаемым источником вдохновения. В статье погрузимся в мир Коровина и исследуем, как французская столица отразилась в работах русского импрессиониста.

Время чтения: 5 минут.

Эмиграция в Париж

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) — выдающийся представитель русского импрессионизма, чья жизнь и творчество тесно связаны с Парижем. Его карьера началась в Москве, где он учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, однако именно Париж стал для художника источником вдохновения.

После Октябрьской революции 1917 года жизнь Коровина кардинально изменилась. В 1923 году он эмигрировал, оставив позади успешную карьеру. Париж стал для него новым домом и местом, где он продолжил свою художественную деятельность. Там он создал серию картин «Парижские огни», которая стала одной из самых известных и любимых его работ. Эти картины отражают уникальную атмосферу города. Художник сумел передать волшебство и романтику Парижа, его таинственность и очарование.

Как импрессионистам удавалось запечатлеть красоту мгновения в своих картинах? Получите готовый ответ от искусствоведа в видео-саммари «История импрессионизма: как он изменил искусство». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.

Вечерний Париж

Картина «Бульвар в Париже» Константина Коровина изображает вечерний Париж, а точнее, его знаменитый район Монмартр. Коровин выбрал для своего полотна момент, когда сумерки уже опустились на город, но ночь еще не наступила полностью. Художник использовал насыщенные цвета, такие как желтый, красный, зеленый и оранжевый, чтобы передать световые эффекты и атмосферу вечернего города. Черный цвет, который редко использовался в живописи того времени, также присутствует на картине, добавляя глубину и контраст изображению. Несмотря на размытые границы и беглые мазки, перспектива улицы и силуэты людей остаются различимыми.

Коровин был не только живописцем, но и театральным художником, и это влияние заметно в его работах. Искусственное освещение, вспышки ярких цветов и поток движущихся фигур на картине «Бульвар в Париже» являются яркими примерами «театральных эффектов» в его живописи.
К. А. Коровин. «Париж. Бульвар Капуцинок», 1911 год
На картине «Париж. Сен-Дени» изображены ворота Сен-Дени — величественный памятник, построенный в честь военных побед Людовика XIV. Отсветы от витрин переливаются на мокрой мостовой, создавая эффект отражения и дополнительной глубины.

В духе импрессионизма художник стремился передать мгновенное впечатление от увиденного. Он работал без предварительных эскизов, непосредственно нанося краски на холст, что позволяло ему передавать настроение сцены с максимальной точностью.

Утренний Париж

«Париж утром» — это также произведение из серии, но на картине изображен город в первых лучах утреннего света. Париж еще пустынный и тихий. Улицы не наполнились толпами прохожих, и город как бы находится в состоянии покоя, готовясь к новому дню. Здания и бульвары, накануне шумные и яркие, теперь предстают перед зрителем в спокойных, приглушенных тонах.
К. А. Коровин. «Париж утром», 1906 год
Коровин использует свой любимый прием — он рассматривает город сверху, из окон квартир, расположенных в районе Монмартра. Это позволяет ему создать ощущение, будто мы наблюдаем за пробуждающимся городом, за его тихим и спокойным утром.

Пастельные тона, мягкие переходы цвета, легкие мазки способствуют созданию ощущения утренней прохлады и свежести. Рыжее солнце, пробивающееся сквозь влажную дымку, добавляет картине тепла и света, наполняя ее энергией и жизнью. «Париж утром» передает тихую красоту города и его особую атмосферу.

Подробнее о цветовой палитре великого импрессиониста в статье:

Почему желтый — любимый цвет Ван Гога?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО