Его родственниками были разбойники и авантюристы, купцы и миллионеры, тунгусская княжна, мансийские шаманы, философ и психиатр. Его именем назван синдром. Он должен был сделать карьеру адвоката, но стал художником.
Время чтения: 3 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
Изменить всё
Василий Кандинский — первопроходец беспредметной живописи и основоположник абстрактного экспрессионизма. Он родился в 1866 году в семье московского коммерсанта. Изучал право и экономику и уже готовился стать юристом, но однажды увидел на выставке «Стог сена» Клода Моне и… передумал.
В 1896 году Кандинский, которому на тот момент было 30 лет, изменил свою жизнь. Он отказался от должности профессора юриспруденции и привилегий, которые она давала, переехал в Германию и занялся живописью. Обосновавшись в Мюнхене, он быстро стал своим среди представителей местной творческой интеллигенции.
«Синий всадник»
На одной из ранних работ Кандинского появляется синий всадник, который мчится стрелой через зелёный импрессионистический луг. Образ скачущего всадника — посредника между мирами — стал одним из важнейших для художника. Он символизирует идею перемещения из одного мира в другой, из одного измерения в другое. И даже из мира живых в мир мёртвых.
Эта работа дала название творческому объединению — Der Blaue Reiter. Кандинский основал его в 1911 году. В группу входили Франс Марк, Август Макке, Пауль Клее и другие художники-экспрессионисты.
Кандинский и его коллеги стремились к соединению разных видов искусства. Художники сотрудничали с литераторами и музыкантами, привлекали философов и театральных деятелей. Искусство было для них целостным явлением, для которого нет преград.
Абстрактный экспрессионизм
Живописный стиль, который ассоциируется с Кандинским, — это абстрактный экспрессионизм. Он возник в результате эволюции взглядов и живописной манеры художника: от ранних опытов в духе импрессионизма к постепенному «растворению» формы и почти полному отказу от неё.
Стиль Кандинского отражает его интерес к разным сферам: музыке, этнографии, химии и даже эзотерике. Он интересовался современными открытиями из жизни микромира. Установление делимости атома и появление его моделей поразили Кандинского и повлияли на его полотна.
Известно, что он участвовал в шаманских ритуалах, — вероятно, сказались мансийские корни. Все свои научные и эзотерические опыты он аккумулировал в живописи.
Импрессии, импровизации, композиции
Нефигуративные работы Кандинского можно разделить на три группы:
Импрессии
Импровизации
Композиции
Они отражают три стадии удаления от исходного импульса, ставшего поводом к их созданию: от относительной до почти полной абстракции.
В «композициях» художник отрывается почти от всего, что было создано европейской традицией. Здесь нет центра и периферии, верха и низа, переднего и заднего планов. «Композиции» передают идею движения и вибрации. Формы или остатки форм свободно вращаются в космическом пространстве, увлекая за собой зрителя.
Для Кандинского творчество всегда было частью философии и духовной практики. Живописный язык этого художника только кажется непонятным. Однако это строгая система, созданная по правилам, которые изложены в его теоретических работах.
Кандинский как теоретик
Главные идеи Кандинского сформулированы в его книге «О духовном в искусстве». По мнению автора, в основе искусства лежит духовная составляющая. Оно существует благодаря принципу внутренней необходимости. А целью искусства является влияние на душу зрителя.
Категории цвета и формы для Кандинского вторичны. При этом краски и формы оказывают воздействие, порождая ассоциации. Поэтому в руках мастера они становятся инструментами и их необходимо изучать.
В теории Кандинского каждый цвет имеет своё значение, рождает определенные эмоции, соотносится со звучанием какого-то музыкального инструмента и с геометрической формой.
Жёлтый цвет наделен центробежной силой и неудержимой жизненной энергией. Его можно сравнить с пронзительным звуком трубы. По форме ему соответствует острый треугольник. Синий — холодный цвет, которому свойственна центростремительная сила. Он схож со звучанием виолончели и передаёт ощущение стабильности и спокойствия. Наиболее гармоничная форма для синего — это круг.
Источники вдохновения
Кандинский известен своим интересом к эзотерике и разного рода духовным и оккультным практикам. Его книга «О духовном в искусстве» тесно связана с эзотерическими идеями начала XX века и предшествующих эпох.
Мысль Кандинского о связи цвета с эмоциями и звуком сопоставима с «теорией модусов» Никола Пуссена и даже со светомузыкой Александра Скрябина.
Среди непосредственных источников вдохновения художника — книга «Мыслеформы» оккультного писателя и священника Чарлза Ледбитера и теософа Анни Безант. Это текст эзотерического толка, в котором речь идет о визуализации мыслей, переживаний, эмоций и музыки.
Другим источником вдохновения считается работа Вильгельма Воррингера «Абстракция и вчувствование». В ней автор размышляет о воздействии формы и цвета. А также выступает против «жизнеподобных» изображений и поддерживает переход к абстрактному искусству. В нефигуративном искусстве Воррингер видит освобождение от внешнего мира и спасение в духовном пространстве чистых форм.
Но пожалуй, лучше всего о предназначении абстрактного искусства говорит сам Кандинский: «Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о хлебе насущном».