В 2003 году Барбара Стрейзанд обратилась в суд с требованием взыскать с фотографа, запечатлевшего дом певицы, 50 миллионов долларов США. Стрейзанд не понравилось, что теперь на ее владения мог посмотреть каждый. Тихо уладить вопрос не удалось — дело приобрело немыслимую популярность. Почему так произошло рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут
2003 год: как все начиналось
Эффект Стрейзанд — социальный феномен, который заключается в том, что тем больше лицо пытается скрыть или запретить публикацию и распространение какой-либо информации, тем больший ажиотаж она вызывает.
К нему иногда прибегают во время PR-кампаний для создания хайпа вокруг какого-либо события или медийной персоны. Название эффекта происходит от имени американской актрисы и певицы Барбары Стрейзанд, чья попытка удалить изображение своего дома с веб-сайта, на котором были опубликованы фотографии Калифорнийского побережья, привела к противоположному результату.
История эффекта Стрейзанд началась в 2003 году, когда Барбара Стрейзанд подала иск на фотографа Кеннета Адельмана (англ. Kenneth Adelman), снявшего более 12 000 других фотографий побережья Калифорнии в рамках проекта «California Coastal Records Project». Цель проекта заключалась в изучении эрозии береговой линии по разрешению и заказу правительства. Что не понравилось Стрейзанд? Певица утверждала, что фотография нарушает ее конфиденциальность, поскольку теперь она находилась в открытом доступе на сайте Pictopia.com под номером 3850 среди тысяч подобных фотографий. За ущерб она запросила 50 миллионов долларов США.
Массовый бум
![](https://static.tildacdn.com/tild3366-3034-4634-b732-356364306635/3_01.png)
Самое интересное, что до подачи иска фотография владений Стрейзанд, которые, по утверждению самого Адельмана, попали в кадр случайно, была скачана с сайта всего шесть раз — два из них самими адвокатами. Судебный процесс продолжался нескольких месяцев, и Стрейзанд, увы, проиграла. 10 мая 2004 года суд отклонил требования певицы и потребовал с нее компенсацию судебных расходов Адельмана в размере 154 тысяч долларов. Дело могло бы закончиться только этим, бывают в юриспруденции и такие ситуации, вот только активные действия Стрейзанд скрыть фотографию от общественности привлекли к ней еще больше внимания. Через месяц после подачи иска в суд изображение было просмотрено более чем 420 тысячами пользователей. Неудивительно — кто не хочет увидеть, что за дворец скрывает Стрейзанд.
Причины возникновения
Само название «эффект Стрейзанд» эти события получили в 2005 году, когда термин «Streisand Effect» был опубликован в словаре англоязычного сленга Urban Dictionary. Впоследствии этот социальный феномен применялся и к другим подобным ситуациям, возникающим как естественным, так и искусственным путем.
Почему так происходит? Во-первых, интернет позволяет информация переходить от пользователя к пользователю за доли секунды, поэтому даже попытка удалить что-то из интернета может привести к обратному эффекту. Его также связывают с обратным эффектом цензуры: цензура может не подавлять альтернативные взгляды, а порождать их и способствовать их распространению. Тот же принцип касается и межличностного общения: чем яростнее мы пытаемся что-либо опровергнуть и повторять, что это не является правдой, тем большее внимание мы к себе привлекаем. Независимо от возраста, люди склонны проявлять интерес к запретному или скрытому. Вспомним большинство фильмов ужасов — герою говорят не проверять комнату в конце коридора, туда заходить нельзя. Объясняют ли нам, почему? Нет. Что делает персонаж в первую очередь? Конечно, проверяет ту самую комнату и попадает в неприятности.
![](https://static.tildacdn.com/tild6636-6532-4339-b839-336238373533/3_02.png)
Как реагировать
Если ты попал в подобную ситуацию (надеемся, нет), фотографии или твоя личная информация были опубликованы, а удаление не помогает, то вот несколько советов от социологов:
- Не реагировать. В некоторых случаях молчание — лучшая реакция. Чем меньше мы подогреваем интерес к происходящему, тем более непривлекательной эта информация будет для других.
- Извиниться и дать комментарий. Как говорится, «в жизни каждого человека бывают моменты, когда зашел не в ту дверь». Иногда чтобы не порождать большие слухи, стоит сразу объяснить случившееся и прекратить дальнейшие дискуссии.
![](https://static.tildacdn.com/tild3033-3864-4338-b338-383533323065/3_03.png)
- Не удалять. В 2024 году можно восстановить почти любую информацию. Как только она попадает в сеть, к ней получают доступ миллиарды пользователей. Поэтому в некоторых случаях, особенно если возможности удалить пост или отменить скандальную рекламную кампанию самостоятельно нет, то лучше опубликовать новое, перекрывающее предыдущее.
- Следить за фейками. Очень важно следить за своей репутацией в сети, чтобы не допускать подобных социальных эффектов. При обнаружении фейка, который может распространить нежелательную и недостоверную информацию — сразу же добивайся его блокировки.
Рассказали все самое главное и подготовили к любым испытаниям. Тебе ведь известно про парочку Канье Уэст и Бьянка Цензори? Вот уж кто любит хайп! Скорее смотри видео:
Понравилось? Кстати, мы — «Правое полушарие Интроверта», сервис, где все объясняют за 10 минут на мемах и шутеечках. Даже сняли целое саммари про кринжовые мультсериалы из 2000-х — «И ниче, нормальными выросли: JETIX».
Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей или забирай доступ ко всей библиотеке контента за 300 рублей. Промокод BLOG30 дает тебе месяц бесплатной подписки.
![](https://static.tildacdn.com/tild3632-6461-4438-b839-376136653062/3.png)
А про то, как успокоиться и не плодить сущее без необходимости, рассказываем здесь :
Что такое бритва Оккама?