Симона де Бовуар — одна из основательниц феминистского экзистенциализма и феминизма второй волны. Ей принадлежит знаменитая фраза «Женщиной не рождаются, ею становятся». В чем заключаются идеи философии Симоны де Бовуар? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
«Другая» женщина
Симона де Бовуар размышляла о положении женщины в обществе. Она разделяла мнение Жан-Поля Сартра о том, что «существование предшествует сущности», а значит, нет никакой «женской сущности». По ее мнению, в обществе можно выделить два образа женщины: женщину в традиционном смысле и женщину, которая борется за абсолютную свободу существования. Вторую женщину Симона де Бовуар называет «Другой». Исторически женщину воспринимают как что-то ненормальное и девиантное. Мужчинам нужны женщины, чтобы с помощью них воспринимать себя как мужчин. И для каждого из них идеальной будет та, которая сможет открыть мужчине его самого.
Симона де Бовуар размышляет, почему в мире, где все изначально имеют право на свободу и поиск смысла жизни, женщина остается угнетенной. Она приходит к выводу, что положение, в котором находятся женщины, навязано социальными, политическими условиями.
«Второй пол»
О положении женщины и проблемах феминизма Симона де Бовуар пишет в книге «Второй пол», которую считают одной из главных работ феминизма второй волны. В ней говорится, что женщина — это культурный конструкт, который создан циничными социальными практиками, христианской религией и мужскими размышлениями. С помощью фразы «Женщиной не рождаются, ею становятся» Симона де Бовуар разделила понятия «пол» и «гендер. Она писала, что гендер приобретается постепенно, в отличие от пола.
В книге «Второй пол» писательница утверждает, что мужчины создали мир, в котором женщина — это «второй пол». С детства у девочки развивается пассивность, хотя изначально она ей не присуща. Она с рождения угнетена мужским полом, ее учат «быть женщиной». Общество и учителя ожидают от девочки определенных действий, характерных для ее пола.
Угнетение женщин с детства
Симона де Бовуар считает, что у девочек нет врожденного «материнского инстинкта». В детстве им дают играть в кукол, чтобы показать социальную роль матери. Их часто просят помочь по дому, таким образом родители приучают девочек быть «хранительницами домашнего очага». Когда девушка вырастает, она понимает, что мир принадлежит мужчинам, и начинает поклоняться им. Общество считает, что женщина должна поощрять мужчину в его стремлении утвердиться в профессии. При этом от женщины этого не ждут, что отталкивает ее на задний план. Симона де Бовуар подчеркивает, что зависимость от мужчины настолько укоренилась в сознании женщины, что она сама не против принять роль «второго пола», поэтому не сопротивляется.
Писательница акцентирует внимание на понятиях «трансцендентности» и «имманентности». Трансцендентность — это свобода, соответственно, способ существования только мужчин, а имманентность — аспект, который навязан извне, то есть женщина служит интересам другого вида. По мнению Симоны де Бовуар, мужчина способен открыто проявлять себя, он притесняет женщину с целью продлить свой род. Писательница считает, что нужно пересмотреть нормы, которые ограничивают права женщин. Женщина — это не тень мужчины, это социально значимый и самостоятельный субъект.
Хотите разобраться в философии, а в интернете только статьи, написанные заумным научным языком? Получите готовый разбор идей экзистенциалистов в саммари «Как понять экзистенциализм». С промокодом BLOG30 у вас будет бесплатный доступ на целый месяц — введите его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Философа и писательницу XVIII века Мэри Уолстонкрафт считают одной из первых феминисток. Рассказываем про ее теорию справедливого образования:
О чем теория справедливого образования Мэри Уолстонкрафт?