Конфуцианство на протяжении многих веков было главной идеологией в Китае и остается популярным даже сейчас, трансформируясь в цифровое конфуцианство. При этом сам Конфуций не писал никаких философских трактатов и считал, что он не говорит ничего нового. Чему же Конфуций учил своих последователей? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Первый учитель Китая
Конфуций — это латинизированное китайское имя Кун-цзы. При рождении Конфуция назвали Кун Цю, а почетный суффикс «цзы», который переводится как учитель, появился позже. Конфуций стал первым частным учителем Китая. Он был одним из жу — ученым, к которому обращались за помощью, когда нужна была мудрость. В Китае учение Конфуция называют жу цзя, что означает школа ученых. Конфуцианством ее назвали на западе, отсылая не к учености, а к Конфуцию, который является ее лидером. Жу зарабатывали тем, что преподавали классику. Также они могли помочь разобраться в сложных ритуалах и традиционных церемониях. Они, как правило, были аристократического происхождения, поэтому роскошные ритуалы и занятия, не приносящие практической пользы, были их уделом.
Мо-цзы, один из главных критиков Конфуция, в противовес ему развивал этику ся странствующих воинов. Они в основном представляли низшие слои, которым не было дела до роскоши. Конфуций намеренно не писал философских трудов, полагая, что его задача состоит в том, чтобы сделать учеников цельными людьми. Его ученики записывали, что он делает и говорит. Так и появился текст Лунь Юй — главная книга конфуцианства.
![](https://static.tildacdn.com/tild6236-3033-4364-b934-303064643166/4_1_.png)
Конфуцианство
Когда Конфуция спросили, чего бы он пожелал Китаю в первую очередь, если бы ему доверили управление государством, он ответил: первое, что нужно сделать, — исправить имена. Западная цивилизация как будто его услышала и исправила его имя на свой лад. Но что имел в виду Конфуций? Он считал, что между именем и реальностью существует согласие. Тот, как называется, тот тем и должен являться. Например, правитель должен править, а учитель учить. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать своему дао. Дао — это путь, для Конфуция это этическая категория, обозначающая исполнение долга. Долг — основа философии Конфуция, поэтому его учение можно назвать морально-этическим.
Готовишься к экзамену? Сэкономь время и нервы — смотри саммари. За тебя прочитали трактаты Макиавелли, Кьеркегора и Платона и уместили все в 15 минут. Начни с саммари «Философия Канта за 10 минут» — это бесплатно по промокоду EXAMEN. Действует до 31 мая. Поторопись!
Традиции, ритуалы, культура предков — то, чему Конфуций учил подопечных. Все это необходимо, чтобы сохранять человечность — жэнь. Это высшая добродетель, которая выражается в любви к другим. Для того, чтобы следовать жэнь, есть простая формула: совершенствовать других, совершенствуя себя, и всегда находить пример в себе. В этом заключается простое правило нравственности.
Основные понятия конфуцианства
У каждого человека есть путь, которому он должен следовать. Когда кто-то поступает так, как предписывает путь, он поступает по справедливости. Но если человек руководствуется не моральными соображениями, а собственной выгодой, он поступает несправедливо, даже если поступок соответствует его пути. Здесь можно вспомнить случай из биографии китайского государственного деятеля Мао Цзэдуна. Его мать была буддистской, а отец заставлял сына осваивать премудрости конфуцианства. Мао прилежно изучал Конфуция, но относился к нему по-особому. Например, известен случай, когда он остался в классе с учениками без учителя и предложил всем искупаться в пруду. Когда учитель вернулся, он хотел наказать учеников. Но Мао вспомнил слова Конфуция о пользе купания в соленой воде. Учитель не ожидал такой дерзости и пожаловался отцу Мао. Его поступок не соответствовал принципу справедливости, поскольку он совершил его ради выгоды.
Еще одно важное понятие для конфуцианства — Мин. для Конфуция оно означало волю неба, которая заставляет нас поступать как должно. От нас мало что зависит, поэтому мы должны следовать своему пути и уповать на Мин — именно от него зависит конечный исход.
Конфуций считал: «Тот, кто не знает Мин, не может быть благородным человеком». По его словам, благородный человек всегда счастлив, низкий человек всегда удручен.
![](https://static.tildacdn.com/tild6162-3137-4462-b063-656334303930/4_2.png)
Критика конфуцианства
Главным противником Конфуция был Мо Цзы. Он даже основал школу, целью которой стала критика сложившегося уклада цивилизации и конфуцианства. Мо Цзы полагал, что Конфуций и его учение разрушают Китай, и у него на это были четыре причины. Во-первых, конфуцианство не верит в Богов и духов, а значит, навлекают на земли Китая гнев сверхъестественных сил.
Во-вторых, Конфуций настаивал на трехлетнем трауре детей после смерти родителей, а также сложных и роскошных церемониях, на которые приходилось напрасно растрачивать силы и богатство. Мо Цзы был против такой расточительности.
В-третьих, Конфуций и его последователи уделяли большое внимание музыке. Мо Цзы считал музыку роскошью. Простым людям она не приносит пользы и даже вредит, так как им приходится тратить больше сил и ресурсов ради досуга богачей. И последняя, четвертая причина, — Конфуций обрекал людей на лень и покорность судьбе, потому что учил, что от нас ничего не зависит, все в жизни предопределено.
В-третьих, Конфуций и его последователи уделяли большое внимание музыке. Мо Цзы считал музыку роскошью. Простым людям она не приносит пользы и даже вредит, так как им приходится тратить больше сил и ресурсов ради досуга богачей. И последняя, четвертая причина, — Конфуций обрекал людей на лень и покорность судьбе, потому что учил, что от нас ничего не зависит, все в жизни предопределено.
Но при этом Мо Цзы не критиковал идеи гуманности и справедливости. Наоборот, он развивал собственную идею всеобъемлющей любви. Еще одно темное пятно в досье Конфуция — его отставка с поста местного чиновника из-за политических интриг. Тогда он отправился со своими учениками странствовать, чтобы рассказывать людям, как должно выглядеть государство. В итоге он вернулся на родину, так и не достигнув успеха. Но в Китае конфуцианство сильно повлияло на философскую мысль. Спустя века после смерти Конфуция его учение стало официальной идеологией. С начала XIV и до начала XX века основой образования было четверокнижие конфуцианства.
Совсем скоро экзамен по философии, а ты не уверен в своих знаниях? Послушай саммари «Тайны религиозных текстов: от Библии до Корана». С ним ты покоришь самого придирчивого преподавателя. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
![](https://static.tildacdn.com/tild6431-6665-4961-a534-333830656530/4.png)
Дао — это центральное понятие в китайской философии, особенно в даосизме. Слово «дао» в переводе с китайского означает «путь» или «дорога». Однако в контексте философии оно имеет гораздо более глубокий и абстрактный смысл. Рассказываем про него в статье:
Что такое дао?