До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как работает страх? На примере фильма «Маяк»

Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения:1 минута
Автор: Никита Добряков

Приложение для саморазвития. Скачать


На днях я посмотрел фильм «Маяк» и задумался об одной вещи. Формально «Маяк» можно назвать ужасом, но какими средствами он пугает? Там нет стандартных приемов – страх от «Маяка» медленно просачивается под кожу, заражая своим безумством.

Сильнейшее впечатление от фильма побудило меня задуматься, а что нас пугает? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Сразу оговорюсь, размышлять о страхе я буду не с психологической точки зрения, наша задача разобраться, как страх показывает культура и искусство.


Непонимание


Если мы окунёмся в глубину веков и дойдём до первобытного времени, то увидим, что страх – одна из первых эмоций человека. Первобытное мышление сталкивается с хаосом мира вокруг себя, практически ничего не зная о нем. И вся первичная мифология, а затем и религия служат одной задаче – сделать мир более понятным, то есть уничтожить первобытных страх непонимания. Страх – это ощущение незащищенности. А понимание – это защита. Если мы понимаем, то боимся меньше.


Чрезмерное сходство


Другой вариант страха возникает в ситуациях, когда мы видим нечто, очень сильно напоминающее человека. Это т.н. «эффект зловещей долины». Из-за него роботов не делают слишком похожими на людей, т.к. иначе они будут вызывать отторжение и ужас. Страх должен быть нечеловечески человечным.



То есть мы должны узнавать в образах человека – деформированного, измененного. Отсюда страх от зомби, вампиров, роботов-убийц и восковых кукол.


Несоответствие


Есть понятные варианты страха: большие монстры, убийцы, живые мумии и т.д. Но мастера ужаса любят работать тоньше. Самое страшное – это обыкновенный предмет в необыкновенном для него месте. То есть, например, детский носочек около мусоросжигательного завода. Или утюг в ванне. В этих несоответствиях мы достраиваем возможные предполагаемые сюжеты и инстинктивно боимся, когда вещи находятся не на своих вещах. Простота необъяснимого вызывает страх.


Страх - это то, что подталкивает человека для понимание мира и своего собственного существования. А фильм «Маяк» пугает в первую очередь своим киноязыком: практически квадратный кадр, черно-белое изображение, вой вместо музыки и крупные контрастные планы лиц. Страх возникает медленно, как и нарастающее безумие героев. А мифологические образы, то и дело врывающиеся в кадр, лишают нас понимания, что происходит. И от этого страшно.



Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
КИНЕМАТОГРАФ