Как работает «невидимая» часть съемочного процесса? Чем вдохновляются голливудские дизайнеры? Как модельеры попадают в кинобизнес? О «Дюне» и Жаклин Уэст — в статье.
Время чтения: 4 минуты.
Начало пути Жаклин Уэст
Как определить степень «невидимости»? В случае Жаклин доказательства скорее косвенные: сложно найти биографические сведения о ней, хотя речь идет о известной голливудской художнице по костюмам.
![](https://static.tildacdn.com/tild3837-6632-4066-b634-393864336635/photo.png)
Мы знаем, что Уэст окончила Калифорнийский университет в Бэркли. С 1988 по 1997 работала модельером и разработала собственную линию одежды. Первым ее опытом в кинематографе стала позиция консультанта по творчеству на съемках фильма «Генри и Джун» (1990) Филипа Кауфмана. Успех повлек за собой предложения о сотрудничестве с выдающимися режиссерами: Терренсом Маликом, Дэвидом Финчером, Алехандро Гонсалесом Иньярриту, Дени Вильнёвым, Мартином Скорсезе.
С 1990 года она работала над стилем персонажей в 27 фильмах. За это время ее выдвигали на «Оскар» в номинации «лучший дизайн костюмов» четыре раза. Первый раз за «Перо маркиза де Сада» (2001), а после были «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2009), «Выживший» (2016) и «Дюна» (2022).
Контекст истории
«Дюна» Дэни Вильнева — последний вышедший на российские экраны фильм, над которым работала Уэст. На мой взгляд, труд художников по костюмам в этом фильме является эталонным для современного кинематографа.
![](https://static.tildacdn.com/tild3631-6234-4635-b630-343031623333/4.png)
Над созданием костюмов Уэст работала в тандеме с Робертом Морганом. Концепцию, лежащую в основе дизайна, художница назвала «modieval» (от «modern» — «современный» и «medieval» — «средневековый»), что можно перевести как «футуристическое средневековье». События в книге происходят после Батлерианского джихада, который привел к отказу от компьютерных технологий и развитию человеческой мысли. Поэтому традиционная эстетика научно-фантастического фильма была неуместна для экранизации Вильнёва. Так художники сосредоточились на психологии персонажей и на функциональности костюма в окружающей среде.
Освойте университетскую программу, получите диплом гос. образца о переподготовке и станьте частью нашего комьюнити единомышленников. Для всех, кто хочет кардинально изменить свою жизнь, мы сделали промокод JOURNAL со скидкой 50% на все профессиональные курсы. Он будет действовать до 30 сентября включительно. Кликайте по баннеру и переходите на сайт, чтобы изменить свою жизнь.
![](https://static.tildacdn.com/tild6562-6631-4337-b537-653830643263/__1.png)
Дом Атрейдесов
В начале фильма мы видим дом Атрейдесов на прохладной планете Каладан, где растут деревья, идут дожди. Герои находятся на морском побережье, поэтому в цветовой палитре костюмов преобладают зелёные и голубые цвета.
Атрейдесы — правящий дом, в главе которого находится герцог, а власть передается от отца к сыну по модели царской семьи. По признанию художников, они вдохновлялись военной формой Романовых. Возможно, династии сближают их трагедии: обе обречены на гибель.
![](https://static.tildacdn.com/tild3739-6438-4762-a264-353766333235/1.png)
Прибыв на Арракис, Атрейдесы облачаются в более традиционные для планеты-пустыни костюмы. Пол, как и вся команда, отправляющаяся в глубокую пустыню, надевает на себя стилсьют (дистикомб). В книге на этом не делается акцент, однако автор все равно отмечает, что молодой Атрейдес — единственный, кто надевает костюм так, как носят его фримены, придумавшие эту одежду для выживания. В фильме же это показано через сам костюм: на Поле он сидит как влитой, герою удобно двигаться. Остальные «чужаки» выглядят в стилсьютах менее уверенно. Костюмы им слегка велики, движения из-за этого выглядят неестественно.
Чтобы задрапировать стилсьюты под цвет пустыни художнице привезли песок и камни с места съемок, которые послужили референсами для цветовой палитры при поиске подходящих тканей и других материалов.
![](https://static.tildacdn.com/tild3935-6636-4430-a266-336135636139/2.png)
Специально для матери Пола Жаклин Уэст создала костюмы из легкой ткани, похожей на газовую вуаль. В ее одеждах на Арракисе превалируют песочно-жёлтый, оранжевый, терракотовый оттенки. Но когда к ней прибывает бывшая наставница, верховная мать Бенне Гессерит, наложница герцога Лето появляется в одежде ордена. Черный плащ с капюшоном подчеркивает черты, характерные для сестры Бенне Гессерит: владение собой, холодный ум, отсутствие эмоций, трезвый расчет. Но леди Джессика уже стала матерью, ей больше присущи теплота, нежность и забота — так через разные фактуры и оттенки костюмов мы видим, какой она была в прошлом и какой стала на момент событий фильма.
Некоторые исследователи видят связь свободного кроя рубашек Пола с джилабом, что могло бы подчеркнуть общий концепт фильма, ориентированный на восточную мессианскую религию, но мне кажется более очевидным образ русской рубашки-косоворотки, к которой Голливуд уже обращался в фильме «Доктор Живаго» (1965).
![](https://static.tildacdn.com/tild3030-3630-4237-a461-336461356531/3.png)
Дом Харконненов
Дом Харконненов мы видим на мрачной планете Геди Прайм, где солнце скрыто за слоем облаков, как за слоем грязи, и постоянно идет дождь. Это мир воинов, жестоких людей и беспринципных тиранов. Поэтому они символично облачены в черную лаконичную одежду, без украшений, гербов и знаков отличия наподобие красного ястреба на мундире Атрейдесов.
Военная форма каждого дома имеет свои узнаваемые черты. Сардаукары, воины-наемники, бесшумно спускаются для атаки на гравии-поплавках, поэтому их военная форма напоминает чешую летающих насекомых.
![](https://static.tildacdn.com/tild3564-3966-4339-a630-646131623839/5.png)
Поскольку это не первая экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта, художники по костюмам учли опыт предыдущих фильмов. Так, на съемках «Дюны» Дэвида Линча (1984) актерам было невыносимо жарко находится в стилсьютах в пустыне, поэтому Жаклин Уэст разработала охлаждающий слой, который при этом не придает дополнительных объемов костюму.
Работа принесла Жаклин Уэст и Роберту Моргану номинацию на «Оскар». А после вышедшего трейлера второй части «Дюны» можно с уверенностью говорить, что они по-прежнему стремятся показать внутренний мир персонажей и успешно вписывают их в окружающий мир через одежду.
Таким образом, экранизации фантастических и фэнтезийных фильмов становятся всё более детализированными. «Дюна» — хороший пример с умом проработанных костюмов, дополняющих историю через визуал. Далеко не последнюю роль в развитии небольших, но важных черт показываемых вселенных играет художник по костюмам, чьи заслуги часто оказываются в тени.
Таким образом, экранизации фантастических и фэнтезийных фильмов становятся всё более детализированными. «Дюна» — хороший пример с умом проработанных костюмов, дополняющих историю через визуал. Далеко не последнюю роль в развитии небольших, но важных черт показываемых вселенных играет художник по костюмам, чьи заслуги часто оказываются в тени.
Эта статья написана Александрой Приваловой, студенткой нашего профессионального курса «Кинокритик».
Сиквелы, приквелы, спин-оффы — Голливуд часто растягивает проекты и вытягивает абсолютно все сюжеты из полумертвых саг, которые постепенно превращаются в однотипное кино. Другая наша студентка делится своими впечатлениями от «Индианы Джонса» в статье:
Индиана Джонс и поиски оригинальной истории