Как работает «невидимая» часть съемочного процесса? Чем вдохновляются голливудские дизайнеры? Как модельеры попадают в кинобизнес? О «Дюне» и Жаклин Уэст — в статье.
Время чтения: 4 минуты.
Начало пути Жаклин Уэст
Как определить степень «невидимости»? В случае Жаклин доказательства скорее косвенные: сложно найти биографические сведения о ней, хотя речь идет о известной голливудской художнице по костюмам.
Мы знаем, что Уэст окончила Калифорнийский университет в Бэркли. С 1988 по 1997 работала модельером и разработала собственную линию одежды. Первым ее опытом в кинематографе стала позиция консультанта по творчеству на съемках фильма «Генри и Джун» (1990) Филипа Кауфмана. Успех повлек за собой предложения о сотрудничестве с выдающимися режиссерами: Терренсом Маликом, Дэвидом Финчером, Алехандро Гонсалесом Иньярриту, Дени Вильнёвым, Мартином Скорсезе.
С 1990 года она работала над стилем персонажей в 27 фильмах. За это время ее выдвигали на «Оскар» в номинации «лучший дизайн костюмов» четыре раза. Первый раз за «Перо маркиза де Сада» (2001), а после были «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2009), «Выживший» (2016) и «Дюна» (2022).
Контекст истории
«Дюна» Дэни Вильнева — последний вышедший на российские экраны фильм, над которым работала Уэст. На мой взгляд, труд художников по костюмам в этом фильме является эталонным для современного кинематографа.
Над созданием костюмов Уэст работала в тандеме с Робертом Морганом. Концепцию, лежащую в основе дизайна, художница назвала «modieval» (от «modern» — «современный» и «medieval» — «средневековый»), что можно перевести как «футуристическое средневековье». События в книге происходят после Батлерианского джихада, который привел к отказу от компьютерных технологий и развитию человеческой мысли. Поэтому традиционная эстетика научно-фантастического фильма была неуместна для экранизации Вильнёва. Так художники сосредоточились на психологии персонажей и на функциональности костюма в окружающей среде.
Освойте университетскую программу, получите диплом гос. образца о переподготовке и станьте частью нашего комьюнити единомышленников. Для всех, кто хочет кардинально изменить свою жизнь, мы сделали промокод JOURNAL со скидкой 50% на все профессиональные курсы. Он будет действовать до 30 сентября включительно. Кликайте по баннеру и переходите на сайт, чтобы изменить свою жизнь.
Дом Атрейдесов
В начале фильма мы видим дом Атрейдесов на прохладной планете Каладан, где растут деревья, идут дожди. Герои находятся на морском побережье, поэтому в цветовой палитре костюмов преобладают зелёные и голубые цвета.
Атрейдесы — правящий дом, в главе которого находится герцог, а власть передается от отца к сыну по модели царской семьи. По признанию художников, они вдохновлялись военной формой Романовых. Возможно, династии сближают их трагедии: обе обречены на гибель.
Прибыв на Арракис, Атрейдесы облачаются в более традиционные для планеты-пустыни костюмы. Пол, как и вся команда, отправляющаяся в глубокую пустыню, надевает на себя стилсьют (дистикомб). В книге на этом не делается акцент, однако автор все равно отмечает, что молодой Атрейдес — единственный, кто надевает костюм так, как носят его фримены, придумавшие эту одежду для выживания. В фильме же это показано через сам костюм: на Поле он сидит как влитой, герою удобно двигаться. Остальные «чужаки» выглядят в стилсьютах менее уверенно. Костюмы им слегка велики, движения из-за этого выглядят неестественно.
Чтобы задрапировать стилсьюты под цвет пустыни художнице привезли песок и камни с места съемок, которые послужили референсами для цветовой палитры при поиске подходящих тканей и других материалов.
Специально для матери Пола Жаклин Уэст создала костюмы из легкой ткани, похожей на газовую вуаль. В ее одеждах на Арракисе превалируют песочно-жёлтый, оранжевый, терракотовый оттенки. Но когда к ней прибывает бывшая наставница, верховная мать Бенне Гессерит, наложница герцога Лето появляется в одежде ордена. Черный плащ с капюшоном подчеркивает черты, характерные для сестры Бенне Гессерит: владение собой, холодный ум, отсутствие эмоций, трезвый расчет. Но леди Джессика уже стала матерью, ей больше присущи теплота, нежность и забота — так через разные фактуры и оттенки костюмов мы видим, какой она была в прошлом и какой стала на момент событий фильма.
Некоторые исследователи видят связь свободного кроя рубашек Пола с джилабом, что могло бы подчеркнуть общий концепт фильма, ориентированный на восточную мессианскую религию, но мне кажется более очевидным образ русской рубашки-косоворотки, к которой Голливуд уже обращался в фильме «Доктор Живаго» (1965).
Дом Харконненов
Дом Харконненов мы видим на мрачной планете Геди Прайм, где солнце скрыто за слоем облаков, как за слоем грязи, и постоянно идет дождь. Это мир воинов, жестоких людей и беспринципных тиранов. Поэтому они символично облачены в черную лаконичную одежду, без украшений, гербов и знаков отличия наподобие красного ястреба на мундире Атрейдесов.
Военная форма каждого дома имеет свои узнаваемые черты. Сардаукары, воины-наемники, бесшумно спускаются для атаки на гравии-поплавках, поэтому их военная форма напоминает чешую летающих насекомых.
Поскольку это не первая экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта, художники по костюмам учли опыт предыдущих фильмов. Так, на съемках «Дюны» Дэвида Линча (1984) актерам было невыносимо жарко находится в стилсьютах в пустыне, поэтому Жаклин Уэст разработала охлаждающий слой, который при этом не придает дополнительных объемов костюму.
Работа принесла Жаклин Уэст и Роберту Моргану номинацию на «Оскар». А после вышедшего трейлера второй части «Дюны» можно с уверенностью говорить, что они по-прежнему стремятся показать внутренний мир персонажей и успешно вписывают их в окружающий мир через одежду.
Таким образом, экранизации фантастических и фэнтезийных фильмов становятся всё более детализированными. «Дюна» — хороший пример с умом проработанных костюмов, дополняющих историю через визуал. Далеко не последнюю роль в развитии небольших, но важных черт показываемых вселенных играет художник по костюмам, чьи заслуги часто оказываются в тени.
Таким образом, экранизации фантастических и фэнтезийных фильмов становятся всё более детализированными. «Дюна» — хороший пример с умом проработанных костюмов, дополняющих историю через визуал. Далеко не последнюю роль в развитии небольших, но важных черт показываемых вселенных играет художник по костюмам, чьи заслуги часто оказываются в тени.
Эта статья написана Александрой Приваловой, студенткой нашего профессионального курса «Кинокритик».
Сиквелы, приквелы, спин-оффы — Голливуд часто растягивает проекты и вытягивает абсолютно все сюжеты из полумертвых саг, которые постепенно превращаются в однотипное кино. Другая наша студентка делится своими впечатлениями от «Индианы Джонса» в статье:
Индиана Джонс и поиски оригинальной истории