Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем картина «Пустынник» Нестерова?

Картина «Пустынник» Михаила Нестерова — это произведение, в котором отражены глубокие духовные искания художника. Созданная в России конца XIX века, эта работа стала ответом на общественный запрос. Чем она примечательна, рассказываем в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Переходный период в искусстве

Конец 1880-х — начало 1890-х годов в России характеризуется активным поиском новых идей и ценностей. Это время, когда общество стремится к духовному обновлению. Социальная направленность передвижников с их критикой общества сменяется на более духовные и философские темы.
М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1890 год
Михаил Нестеров активно участвует в этом процессе духовного поиска. Его работы отличаются глубокой религиозностью. Он создает картины, в которых отражает собственные размышления о смысле жизни и духовности. Нестеров видит свою миссию в возрождении религиозности русского народа через искусство. Его работы отражают глубокую связь человека с природой и Богом. Это видно и в «Пустыннике» и «Видении отроку Варфоломею», которые были восприняты современниками как принципиально новые для русского искусства.

Как исторический контекст отражен в мировых шедеврах? Послушайте саммари «История русской живописи. От Репина до Малевича» и получите готовые ответы от искусствоведа. Не забывайте о бесплатном доступе ко всем саммари по промокоду BLOG30 на целый месяц — введите его при регистрации в поле «Ввести промокод».

«Пустынник»

Главный герой картины — пожилой монах, который изображен в момент уединенной прогулки по берегу озера. Лапти, монашеская шапка и четки подчеркивают его отрешенность от мирских благ. Мотив странничества и поиска «истинного пути» находил отражение не только в живописи, но и в литературе и философии.
М. В. Нестеров. «Пустынник», 1888 год
Пейзаж на картине играет не менее важную роль, чем сам пустынник. Осенний лес, увядшая трава, первый снег и холодная вода озера — все эти элементы создают атмосферу угасания и одновременно умиротворения. Природа здесь выступает как отражение внутреннего мира главного героя.
Тусклые и приглушенные тона создают атмосферу духовного поиска. Картина пронизана чувством покоя, и это позволяет зрителю на мгновение отвлечься от суеты повседневной жизни и погрузиться в размышления о смысле существования.

История создания картины

Летом 1888 года Михаил Васильевич Нестеров находился в Троице-Сергиевом Посаде. Во время церковных служб внимание художника привлек монах Гордей, который всегда стоял слева у клироса. Нестеров решил изобразить монаха не в церковной обстановке, а наедине с природой. Этот образ старика, полного мудрости и доброты, воплотился в «Пустыннике».
М. В. Нестеров
Вдохновившись образом пустынника, Нестеров создал две версии этой картины. Первая версия представляет собой изображение монаха Гордея по колено. Это полотно сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Вторая версия, которую можно назвать главной, расположена в Третьяковской галерее в Москве. На ней монах изображен в полный рост.
Слухи о новой картине быстро распространились по Москве, и вскоре к Нестерову пришел сам Павел Третьяков. Известный коллекционер славился своей строгостью и требовательностью к произведениям искусства. Он долго и внимательно рассматривал «Пустынника». В итоге, проведя у художника целый час, Третьяков принял решение приобрести картину для своей галереи, заплатив за нее 500 рублей. Это была значительная сумма для художника того времени, и Нестеров решил использовать эти деньги для поездки в Италию, где провел около двух месяцев.

Какие картины писали передвижники? Подробнее в статье:

Кто изображен на картине Репина «Бурлаки на Волге»?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО