До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

5 главных приёмов Леонардо да Винчи

Джорджо Вазари, написавший в XVI веке первую книгу о живописцах, называл Леонардо да Винчи «божественным». Мы много писали о других известных художниках, а Леонардо обходили стороной. Пора это исправлять! 

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Сфумато


Для Леонардо было важно создать иллюзию объёмных тел, которые словно бы отделялись от плоскости картины, оживая на наших глазах. Для создания этого эффекта художник стал погружать контуры фигур в мягкую тень, обволакивающую их полупрозрачной дымчатой вуалью. В результате этого линии, очерчивающие границы формы, становятся подвижными и почти незаметными для глаз, они колеблются, утрачивают ясность, размываются в световоздушной атмосфере.

«Мона Лиза» (1503–1519), «Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» (ок. 1499–1500)

К этому и стремился Леонардо: ведь линии — это условность искусства, в жизни их нет. А наш мастер ставил себе целью как раз создание таких образов, в которых бы пульсировала жизнь. Этот приём, найденный Леонардо, называется «сфумато» от итальянского слова sfumato — «рассеивающийся, неясный»; fumo — «дым», «пар».


Световоздушная перспектива


Иначе — тональная перспектива. Она связана с высветлением дальних планов, уменьшением интенсивности их тона и одновременным «размыванием» контуров. Леонардо отмечал, что «вещи на расстоянии кажутся двусмысленными и сомнительными», — такими и следовало, по его мнению, их передавать. Кроме того, художник писал, что самые отдаленные предметы, такие как горы, кажутся нам «синими, почти цвета воздуха», что мы и видим в его картинах.

«Портрет Джиневры де Бенчи» (1474–1476), «Мадонна Литта» (1481–1495)

Подобные эффекты создавал в своих гравюрах еще нидерландец Ян ван Эйк в первой трети XV века. Он высветлял дальние планы, в то время как итальянские трактаты того времени убеждали в том, что расположенное вдали темнее, чем то, что вблизи.

Однако Леонардо ввёл принцип световоздушной перспективы в постоянную живописную
практику, теоретически его обосновал и применял со свойственной ему виртуозностью.

Горные пейзажи


Леонардо очень любил горы, увлечённо их изучал. На его картинах они превращаются поистине в чудо природы, не менее загадочное, чем улыбка Джоконды. Они величественны и фантастичны, в них есть, пожалуй, даже нечто пугающее: кажется, что они абсолютно чужды человеку своей «лунной» холодностью, опасной остротой своих недосягаемых вершин.

«Мадонна с гвоздикой» (1478), «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» (1508–1510)

Можно сказать, что горные пейзажи Леонардо — это первозданная природа до появления в ней человека, это образ могучей Вселенной, страшной и притягательной в своей таинственности.

Жесты


При взгляде на произведения Леонардо не покидает ощущение тайны, которая молчаливо пульсирует в созданных мастером образах. Глядя на его картины, трудно сказать, что именно в них происходит. Но то, что что-то непременно происходит — несомненно. Персонажи находятся в общении — и друг с другом, и со зрителем. И часто это общение передается у Леонардо с помощью красноречивых жестов.

«Мадонна в скалах» (1483–1486), «Дама с горностаем» (1489–1490), «Мона Лиза» (1503–1519)

Кисти рук с аристократично удлиненными тонкими пальцами заговаривают у художника на предельно выразительном пластическом языке, который связывает воедино персонажей и подчёркивает смысловой ритм происходящего.

Улыбки персонажей


Леонардо был блестящим интеллектуалом и аналитиком, и вместе с тем его называли магом и чародеем. В эпоху Возрождения в этих полюсах не было противоречия: были примеры, когда философ, священник и астролог спокойно уживались в одном человеке.

«Иоанн Креститель» (1514–1516), «Мона Лиза» (1503–1519)

При взгляде на загадочные улыбки героев Леонардо создаётся впечатление, что этот гений явно от нас что-то скрывает: нечто важное и таинственное, открывшееся его поразительному уму. Улыбки его персонажей трудно однозначно охарактеризовать: сфумато делает их ускользающими и неясными, в них словно всё и ничто одновременно.


Кроме Леонардо, на рубеже XIV–XVI веков создавал живописные шедевры и Иероним Босх. Смотрите видео нашего проекта о нём:


Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО