Время чтения: 3 минуты
Сфумато
Для Леонардо было важно создать иллюзию объёмных тел, которые словно бы отделялись от плоскости картины, оживая на наших глазах. Для создания этого эффекта художник стал погружать контуры фигур в мягкую тень, обволакивающую их полупрозрачной дымчатой вуалью. В результате этого линии, очерчивающие границы формы, становятся подвижными и почти незаметными для глаз, они колеблются, утрачивают ясность, размываются в световоздушной атмосфере.
К этому и стремился Леонардо: ведь линии — это условность искусства, в жизни их нет. А наш мастер ставил себе целью как раз создание таких образов, в которых бы пульсировала жизнь. Этот приём, найденный Леонардо, называется «сфумато» от итальянского слова sfumato — «рассеивающийся, неясный»; fumo — «дым», «пар».
Каждый может научиться разбираться в живописи как искусствовед. Ловите готовую подборку курсов, чтобы изучить искусство с нуля!
Световоздушная перспектива
Иначе — тональная перспектива. Она связана с высветлением дальних планов, уменьшением интенсивности их тона и одновременным «размыванием» контуров. Леонардо отмечал, что «вещи на расстоянии кажутся двусмысленными и сомнительными», — такими и следовало, по его мнению, их передавать. Кроме того, художник писал, что самые отдаленные предметы, такие как горы, кажутся нам «синими, почти цвета воздуха», что мы и видим в его картинах.
Подобные эффекты создавал в своих гравюрах еще нидерландец Ян ван Эйк в первой трети XV века. Он высветлял дальние планы, в то время как итальянские трактаты того времени убеждали в том, что расположенное вдали темнее, чем то, что вблизи.
Однако Леонардо ввёл принцип световоздушной перспективы в постоянную живописную
практику, теоретически его обосновал и применял со свойственной ему виртуозностью.
Горные пейзажи
Леонардо очень любил горы, увлечённо их изучал. На его картинах они превращаются поистине в чудо природы, не менее загадочное, чем улыбка Джоконды. Они величественны и фантастичны, в них есть, пожалуй, даже нечто пугающее: кажется, что они абсолютно чужды человеку своей «лунной» холодностью, опасной остротой своих недосягаемых вершин.
Можно сказать, что горные пейзажи Леонардо — это первозданная природа до появления в ней человека, это образ могучей Вселенной, страшной и притягательной в своей таинственности.
Жесты
При взгляде на произведения Леонардо не покидает ощущение тайны, которая молчаливо пульсирует в созданных мастером образах. Глядя на его картины, трудно сказать, что именно в них происходит. Но то, что что-то непременно происходит — несомненно. Персонажи находятся в общении — и друг с другом, и со зрителем. И часто это общение передается у Леонардо с помощью красноречивых жестов.
Кисти рук с аристократично удлиненными тонкими пальцами заговаривают у художника на предельно выразительном пластическом языке, который связывает воедино персонажей и подчёркивает смысловой ритм происходящего.
Улыбки персонажей
Леонардо был блестящим интеллектуалом и аналитиком, и вместе с тем его называли магом и чародеем. В эпоху Возрождения в этих полюсах не было противоречия: были примеры, когда философ, священник и астролог спокойно уживались в одном человеке.
При взгляде на загадочные улыбки героев Леонардо создаётся впечатление, что этот гений явно от нас что-то скрывает: нечто важное и таинственное, открывшееся его поразительному уму. Улыбки его персонажей трудно однозначно охарактеризовать: сфумато делает их ускользающими и неясными, в них словно всё и ничто одновременно.
Понравилась статья?
Читайте ещё о живописи здесь.
Кроме Леонардо, на рубеже XIV–XVI веков создавал живописные шедевры и Иероним Босх. Смотрите видео нашего проекта о нём: