Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия в «Матрице»

Что ты выберешь, Нео? Красную или синюю?
Все верно, рассказываем про философию в «Матрице».
Время чтения — 6 минут

Что за «Матрица»? (вдруг вы не знали)

Серия фильмов «Матрица» (у которой относительно недавно вышла неожиданная 4 часть) — по-настоящему культовая теперь-уже-тетралогия, сломавшая мозг не одному поколению своими философскими вопросами.
Там еще люди во главе с избранным Нео (Киану Ривзом) оказывают сопротивление машинам, которые захватили людей и создали виртуальную реальность (ту самую Матрицу), в которой все счастливо живут, пока машины используют их как топливо.
Мы рассмотрим философские вопросы и как они были поставлены в изначальной трилогии. Потому что четвертая часть требует отдельного разбора, а не то, что вы могли подумать.

Природа реальности

Вопрос природы реальности играет ключевую роль. Это история о мире, где то, что люди считают реальностью, на самом деле является иллюзией, созданной машинами.
В этих фильмах «Матрица» — это виртуальная реальность, куда подключены люди. Они думают, что живут обычной жизнью, но на самом деле их тела находятся в капсулах, и их мозги подключены к компьютерной программе, которая создает мир Матрицы. То есть, то, что они видят, слышат и чувствуют, не настоящее, а создано компьютером.
Не все захотели бы покинуть комфортный мир с работой, семьей и близкими и столкнуться с реальностью, где вы — человек с атрофированными мышцами, который долгое время лежал в капсуле в жиже. И где от человечества почти ничего не осталось, а машины будут вести на вас постоянную охоту.
Но главный герой, Нео, рискнул. Он обнаруживает, что вся его жизнь была иллюзией, что настоящий мир — это неприглядное место, разрушенное войной между людьми и машинами, и что человечество находится под контролем этих машин.
Сама эта ситуация поднимает глубокий философский вопрос: «Что на самом деле является реальностью?» Если наши ощущения могут быть так легко обмануты, то как мы можем быть уверены в том, что мы видим, слышим или чувствуем? Это заставляет зрителей задуматься о том, как мы воспринимаем мир вокруг нас и что мы считаем «реальным».
Дальше глубже: при встрече с Архитектором Нео узнает, что его избранность — ложь, и они уже не первый раз встречаются в этой точке. В этот момент Нео начинает подвергать сомнению все, что он знал до этого (в том числе и о «настоящей реальности»), и мы начинаем подвергать сомнению все вместе с ним.

Свобода выбора

Кадр из фильма «Матрица» (1999)
Этот вопрос мы уже затронули. Делаем ли мы выбор свободно или есть некое предопределение, которое нас ведет? Нео не раз пришлось поломать над этим голову.
Ключевые выборы в Матрице:
Нео и Морфеус: те самые две таблетки. Нео выбрал увидеть реальность, а вот Сайфер, который долгое время провел в режиме выживания в этой самой реальности, захотел обратно в Матрицу, почему и предал команду. Честно, его сложно осуждать - что бы выбрали вы? Комфортную кроватку и мир или постапокалипсис и постоянные прятки с машинами?
Нео и Оракул: в одной из ключевых сцен Нео встречается с Оракулом, который как бы предсказывает будущее. Она говорит Нео, что он должен сделать выбор. В этом моменте поднимается вопрос: действительно ли Нео свободен в своем выборе, или его путь уже предопределен? И насколько вообще выбор может быть свободным в рамках предопределения?
Принятие роли Избранного: Нео сталкивается с выбором принять или отвергнуть роль Избранного. Несмотря на то, что ему говорят, что он «Избранный», он сам должен принять это и решить, как ему действовать. Этот момент подчеркивает, что, несмотря на обстоятельства или предсказания, конечный выбор всегда за нами.
Выбор у Архитектора: в конце второго фильма Нео оказывается перед двумя дверями, каждая из которых ведет к разным исходам. Архитектор рассказал ему, что на самом деле Нео не первый раз принимает это решение, и что избранность — фикция, чтобы нужный человек с программным кодом (Нео) совершил перезагрузку. Нео должен выбрать одну из дверей, решая, как будет развиваться сюжет, но этот выбор делали и прошлые версии до него. Насколько свободен наш выбор, если бесконечное количество человек до нас уже принимали это решение?

Проблема сознания

Кадр из фильма «Матрица» (1999)
Проблема сознания в серии фильмов «Матрица» — это важная тема, которая касается вопросов о природе сознания и восприятии реальности.
Мир Матрицы и реальный мир: основная концепция фильмов заключается в том, что большинство людей живет внутри Матрицы — виртуального мира, созданного машинами. Люди в Матрице думают, что их опыт и жизнь реальны, но на самом деле их сознание находится в виртуальной реальности. Это ставит вопрос о том, что на самом деле определяет наше сознание: физический мир или наши переживания?
Ощущение и реальность: в фильмах часто исследуется идея, что наши ощущения могут обманывать нас. Например, когда персонажи находятся в Матрице, они чувствуют боль, радость и другие эмоции, хотя физически они находятся в другом месте. Это вызывает вопросы о том, насколько мы можем доверять нашим ощущениям и чувствам.
Самосознание и освобождение: Нео, осознавая, что живет в иллюзии, начинает исследовать границы своего сознания и возможности, которые это открывает. Его путешествие от обычного человека до «Избранного» отображает развитие самосознания и осознание собственной способности влиять на свою реальность.
Если вы окончательно запутались в философии благодаря Матрице, а вам вот-вот сдавать экзамен — попробуйте саммари «Философия сознания». Мы там обсуждаем проблемы сознания на понятных примерах, типа Матрицы. С промокодом BLOG30 саммари будут доступны бесплатно на 30 дней!
Тут поделились другим классным, но анимационным примером философии на экранах:
«О чём на самом деле "Призрак в доспехах"?»
ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФ