Кто изображен на картине Репина «Крестный ход в Курской губернии»?
Картина Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» вызвала множество интерпретаций. Некоторые критики видят в ней осуждение церковной власти и социального неравенства, другие — попытку Репина показать религиозную искренность простого народа. Что на самом деле хотел сказать художник, рассказываем в статье.
Идея картины «Крестный ход в Курской губернии» зародилась в середине 1870-х годов, когда художник еще проживал в Чугуеве. Репин осознавал сложность выбранного сюжета и предполагал, что на написание картины уйдет около трех лет, но был уверен в ее значимости. Художник планировал работать над картиной в Москве, считая это место наиболее удобным для его творчества. Он не раскрывал сюжет картины до ее завершения, сохраняя интригу.
Замысел «Крестного хода» был грандиозным и представлял собой кульминацию его предыдущих работ, созданных в Чугуеве. Ранние картины, такие как «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», служили своего рода этюдами на пути к созданию «Крестного хода». Уже в первом эскизе 1877 года Репин выразил основную идею противопоставления богатых и бедных, духовенства и крестьян, власти и народа. В окончательном варианте картины он подчеркнул духовное богатство и мудрость простого русского народа, живущего в нищете, но мечтающего о новой жизни.
Идея картины встретила большое сочувствие среди друзей Репина, особенно у И. Н. Крамского. В детстве Репин был очарован зрелищем крестных ходов, но в зрелом возрасте его взгляд на них изменился: теперь он видел в них не только красочное зрелище, но и возможность обличить современную русскую действительность.
О картине
В своей картине «Крестный ход в Курской губернии» Илья Репин создал яркое и мощное противопоставление между простым народом и представителями власти. С одной стороны, изображены угнетенные и забитые люди, с другой — их угнетатели.
Художник мастерски передает образы представителей власти: урядники, грозящие толпе плетками, сотские и десятские, оттесняющие крестьян от иконы, чтобы дать дорогу привилегированным слоям общества.
В лице толстой помещицы, увешанной бантами и кружевами, Репин изобразил местную аристократию. Отставной офицер и другие местные богачи, несущие огромный пустой киот иконы, также показаны с иронией. Их внешний вид — масляные волосы, начищенные сапоги, яркие кушаки — подчеркивает их отчужденность от простого народа.
В то же время, Репин с теплотой и любовью изображает толпу бедняков. Особенно запоминающимся является образ горбуна на переднем плане.
Образ горбуна
Художник уделил особое внимание созданию этого образа. «Горбун» 1881 года, этюд к картине «Крестный ход», был написан после долгих поисков подходящего человека для этой роли. Художник нашел его в Хотькове, где часто бывал во время работы над картиной. Репин многократно рисовал горбуна в различных позах, стремясь передать всю полноту его характера и внутреннего мира.
Репин, стремясь к максимальной правдивости и психологической обоснованности каждого персонажа, создал в образе горбуна символ искренности и душевной чистоты. Как писал Репин Третьякову: «Выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею». Эта идея находит свое отражение в изображении горбуна.
Его лицо выражает нервозность, ум, упорство и какое-то просветление, словно оно озарено внутренним светом. Горбун символизирует наивную веру и цельность натуры, характерные для большинства жителей патриархальной деревни того времени. В то же время, его образ носит в себе символику унижения и оскорбления, которым постоянно подвергался простой человек из народа. Этот персонаж воплощает в себе не только физическую, но и моральную борьбу, отражая сложность и противоречивость жизни простого русского народа в тот период.