Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Чем известен Босх

Полулюди-полузмеи, мерзкие жабы, отвратительные птицы, бронированные рыбы и другие адские чудовища — вот что приходит на ум, когда мы слышим имя этого художника. Чему посвятил своё творчество Иероним Босх и что происходит на его картинах?

Время чтения: 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Неизвестный Босх

Кто такой Иероним Босх знают все. А кто такой Ерун Антонисон ван Акен? На самом деле это один и тот же человек. Ерун, или Иероним, ван Акен — настоящее имя художника, а Босх — это псевдоним. Он появился от сокращённого названия родного города художника Хертогенбоса — Den Bosch.
О жизни Босха достоверно известно очень немногое. Мы знаем, что он родился около 1450 года. Его семья происходила из немецкого города Ахена — отсюда и фамилия ван Акен. Отец и дед Босха были живописцами, поэтому основам мастерства он учился, по-видимому, у близких.
После смерти отца в 1478 году Иероним получил в наследство его мастерскую. Через два года он женился на девушке из состоятельной семьи и стал уважаемым бюргером. В 1486 году живописец вступил в Братство Богоматери — чрезвычайно влиятельную в то время религиозную конгрегацию, которая существует и сейчас. Как член братства он выполнял разнообразные заказы: от алтарных композиций до церковной утвари и оформления праздничных шествий.
Судя по всему, Босх никогда не покидал родного Хертогенбоса и умер там же в 1516 году. Художник не оставил ни писем, ни дневников, ни даже наследников. До нас дошло лишь 25 его картин и около 20 рисунков.

Фантастические твари

В своих работах Босх конструирует самых невероятных монстров, соединяя в одном образе элементы живого и неживого. На его полотнах появляются существа, которые вызывают инстинктивный страх и отвращение: пауки, лягушки, слизни и летучие мыши. С ними соседствуют рыцарские доспехи, детали механизмов и музыкальных инструментов.
Босх был не первым, кто придумал изображать диковинных уродцев. Его непосредственными предшественниками были средневековые маргиналии — рисунки, в изобилии рассыпанные на полях манускриптов. А ещё — монстры, ютящиеся на капителях готических и романских колонн.
Монструозные создания Босха пользуются гораздо большей свободой, населяя целые миры. В «Искушении Святого Антония» или в «Страшном Суде» они властвуют безраздельно, заполняя воду, небо и землю. Эти существа очень разнообразны — в отличие от одинаковых белёсых и почти бесплотных фигур людей.
Концентрация и разнообразие монстров в работах нидерландского мастера так высоки, что Босх выглядит как апофеоз всего страдающего Средневековья.

Успешный и забытый Босх

Современники Босха, по видимому, понимали его гораздо лучше, чем мы. Его работы пользовались популярностью, поэтому их часто копировали. Среди заказчиков мастера были образованные люди, аристократы и даже правители.
Испанский король Филипп II, который жил в XVI столетии, собрал самую полную коллекцию картин Босха.
Впрочем, доступ к шедеврам имел лишь сам монарх и его приближённые, поэтому работы оказались надёжно спрятаны от широкой публики.
Босха забыли почти на три столетия и заново открыли только в начале ХХ века. Художники-сюрреалисты не смогли устоять перед мистическим очарованием его демонов и присвоили нидерландскому мастеру звание почётного профессора ночных кошмаров.

Сад (не)земных наслаждений

«Сад земных наслаждений» — самая узнаваемая и масштабная картина Босха. Это не самостоятельное произведение, а средняя часть триптиха, созданного около 1505 года.
Левая часть триптиха изображает мир в первые дни творения. Его населяет множество птиц и животных, среди которых не только экзотические, но и вполне реальные слон и жираф — их облик автор знал по гравюрам. А также мифические существа, вроде единорога.
Правая створка произведения известна как «Музыкальный Ад». Арфа и лютня, барабаны и трубы здесь используются как орудия пыток. У одного из грешников прямо на ягодицах напечатаны ноты некой мелодии. Тут же изображён хор грешников, поющих под руководством регента — чудовища с лицом рыбы.
Знаменитый «Сад земных наслаждений» располагается в центре триптиха. Сад занимает почти всё пространство картины, простираясь до самого горизонта. Его населяют обнажённые мужчины и женщины. Они едят гигантские ягоды и плоды, купаются, играют и скачут, оседлав неведомых животных и огромных птиц. Но главное — бесстыдно предаются любовным наслаждениям.
«Сад» породил огромное количество интерпретаций. Самая популярная версия говорит о том, что это образ падшего мира, растлённого сладострастием. Картина действительно наполнена откровенными сценами и символами плотского греха, такими как фрукты, ягоды и птицы. В то же время плоские и почти бесплотные обнажённые фигуры могут быть трактованы как изображение человеческой души.
Несомненно одно: мир Босха — это сложный текст, в котором каждая деталь имеет смысл. Он написан на языке средневековых символов, значение которых по большей части утрачено и поэтому кажется нам непонятным.
По словам Эрвина Панофского, среди своих предшественников и современников Босх представляет собой одинокий остров. Его окружает безбрежный океан трактовок и интерпретаций, но многие загадки остаются без ответа. Пока нам приходится искать смысл при слишком большом количестве неизвестных.
2023-02-03 20:05