Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто изображен на картине «Дама в голубом» Сомова?

Картина «Дама в голубом» Константина Сомова представляет собой «ретроспективный портрет». Это новое направление в искусстве. Художник соединяет стиль рококо и образ дамы Серебряного века. Так в чем же смысл полотна, и кто изображен на нем? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Рококо и эпоха Серебряного века в одном портрете

На картине «Дама в голубом» мы видим красивую женщину, на лице которой показаны грусть и тоска. Пейзаж и платье женщины относятся к моде XVIII века, так как Константина Сомова вдохновляла живопись старых мастеров, в том числе стиль рококо. Кроме того, квадратный формат полотна также отсылает нас к XVIII веку.
Героиня приближена к зрителям. Однако художник изображает ее отрешенность и недоступность с помощью холодного цвета платья, бледной кожи. Сомов пишет синее платье с кружевом. Он отсылает нас к эпохе, когда корсет и пышный кринолин подчеркивали хрупкость фигуры женщины. А прическа героини напоминает моду конца XVIII века. По книге, которую держит женщина, мы понимаем, что она любит поэзию. Задний фон картины написан приглушенными оттенками. Куст как будто отделяет даму и персонажей заднего плана. Если приглядеться, то среди героев можно даже увидеть Сомова во фраке и с тростью.

Прекрасная дама Серебряного века

На картине Сомов изобразил близкую подругу и коллегу — художницу Евгению Мартынову. Она была одна из первых женщин, которой разрешили учиться в Академии художеств. Искусствоведы считают, что живописец написал Прекрасную даму Серебряного века — возвышенный образ женщины. В облике героине мы видим страдание, надломленность. Зритель чувствует щемящую тоску. Героиня была молода, но умерла от чахотки. Современники вспоминали, что Евгения Мартынова была веселой и жизнерадостной. Они удивлялись, как Сомов преобразил ее образ. Подруга художницы Маргарита Ямщикова говорила «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?» Есть версия, что художник знал о болезни Мартыновой.

Бунт Мартыновой против продажи картины

Работа «Дама в голубом» отличается от других портретов XVIII века, в которых художники подчеркивали жизнелюбие и радость героинь. При этом они пренебрегали психологической составляющей личности. Сомов же акцентировал внимание на внутреннем мире женщины.
Интересно, что Евгения Мартынова не хотела, чтобы ее портрет находился в Третьяковской галереи. Она написала письмо художнику и попросила его не продавать портрет: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги…Я не хочу этого!» Но художник не послушал подругу и продал полотно в Третьяковскую галерею. Через четыре года Прекрасная Дама умерла. Сомов долго переживал утрату Мартыновой.
Завтра экзамен по истории искусства, а ты не открывал учебник и в панике кричишь: «Халява, приди!» Чтобы не надеяться на чудо и не рисковать, послушай саммари «Русское искусство: от икон до Черного квадрата». С ним ты подготовишься к экзамену за ночь. По промокоду BLOG30 тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц, не забывай вводить его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Картина «Дама с горностаем» считается одной из четырех известных женских портретов Леонардо да Винчи. Рассказываем про нее в статье:
Кто изображен на картине «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО