Каждый философ или мыслитель понимал судьбу по-своему. Что они думали о существовании судьбы? Разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты.
Время чтения: 4 минуты.
Если судьба существует, то…
В Древней Греции мойры, три женщины, которые плетут полотно судьбы, олицетворяют три аспекта фатума: неуклонность, случайность и неотвратимость. Мойры напоминают, что человек не способен избежать судьбы и повлиять на нее. Так воспринимали мир древние люди. Они не разбирались в квантовой физике, спорили, что вокруг Вселенной: солнце или земля. Мир казался им больше и величественнее человека, и раз объяснить его было невозможно, оставалось только верить в богов и фатум.
Платон говорил, что все определяется логосом — всемирным законом. Именно он диктует, как должен выглядеть мир, и как в нем все связано. Также рассуждали и средневековые философы, только у них вместо логоса был бог.
Может, нет никакой судьбы
И все же некоторые философы сомневались в существовании судьбы. У них был железный аргумент — происхождение мира. В мифологическом сознании древних людей есть представление, что мир родился из хаоса. А раз так, то он и определяет жизнь человека. Протагор, известный софист считал, что человек — мера всех вещей. Он может воспринимать мир только со своей точки зрения, и тогда все оказывается относительным. Кто-то решит, что судьба есть, а кто-то скажет, что ее нет. И тогда все будет истиной и одновременно не будет. Философы называют это «софистическим релятивизмом» — позицией относительности.
В философии есть направление волюнтаризм. Оно согласно с тем, что миром управляет некая воля: божественная, человеческая, любая другая. Только эта воля не работает как судьба. Волюнтаристы Артур Шопенгауэр и Анри-Луи Бергсон считают, что воля — это иррациональная категория. Понять разумом или логикой мы ее не сможем. Значит, объективных закономерностей там нет.
А если совместить?
В философии есть такая тема, как диалектика — наука противоречий. Гераклит видел в ней учение об изменчивости всего, даже сравнивал мир с рекой. Диалектики считают, что в мире есть противоположности, которые связаны друг с другом. Их взаимодействие запускает изменения в мире. По такой же логике судьба и свободная воля связаны между собой. Одно точно определяет другое.
Средневековые философы пришли к тому, что важнее божественная необходимость. Но в ее рамках у людей есть свобода. Если человек злой, это не бог виноват, а сам человек сделал неправильный выбор. Были отщепенцы, которые считали, что свобода стоит выше божественного предопределения. Но им права голоса не давали и записывали в еретики. Материалисты считали, что необходимость — это когда связи устанавливаются по внутренним причинам. Материалисты не поддерживают концепцию судьбы как предопределение, потому что судьба — это нематериальный двигатель мира.