Давайте разберем философские темы, которых касается фильм «Общество мёртвых поэтов», и пройдём некоторые уроки мистера Китинга.
Время чтения: 3 минуты
«О, капитан! Мой капитан!»
«О, капитан! Мой капитан» — стихотворение, написанное Уолтом Уитменом на смерть Авраама Линкольна. И именно так — своим капитаном — ученики академии Велтон называют Джона Китинга, учителя английской литературы. Это прозвище он придумал себе неслучайно: оно будто напоминает Китингу о том, что жизнь мимолётна. Именно об этом он говорит своим подопечным на первом же уроке.
Его ученики возрождают литературный клуб «Общество мёртвых поэтов», в котором когда-то состоял и он сам. И здесь действительно кипит жизнь, в отличие от скучных уроков других учителей. Китинг не похож на них: он не пытается привести всех к общему знаменателю, а, наоборот, учит подростков мыслить самостоятельно и свободно.
Он рассказывает им не только о стихотворных размерах, но и о жизни. Ученики обращаются к нему с вопросами о первой любви и о призвании. Какие же уроки преподает им Джон Китинг?
Carpe diem
На первом уроке Джон Китинг показывает своим воспитанникам снимки выпускников академии, сделанные много лет назад. Эти фотографии — мгновения их жизни, пойманные объективом. Этому и учит мистер Китинг — ловить мгновение, что на латыни звучит как carpe diem.
Это выражение впервые встречается у древнеримского поэта Горация в его оде «К Левконое». Он пишет о том, что не стоит гадать, что нас ждет в будущем, — нужно ловить каждое мгновение, ведь время быстротечно. Жить настоящим — значит наслаждаться тем, что происходит сейчас, вместо того чтобы вспоминать о прошлом или мечтать о будущем.
«Капитан» Китинг прививает ученикам совершенно новое для них мировоззрение. Этот термин впервые употребил немецкий философ Иммануил Кант: сегодня мы понимаем под ним систему взглядов на мир. Мировоззрение определяет отношение человека к миру, его ценности и убеждения. До того как Китинг пришел в академию, мысли учеников были заняты будущим, которое в основном было предопределено их родителями. Китинг же позволил им взглянуть на мир совершенно по-другому, с разных точек зрения. Например, встав на парту, вместо того чтобы за ней сидеть.
![](https://static.tildacdn.com/tild6163-3233-4035-a432-663037636339/_-3.jpg)
Sapere aude
Мистер Китинг учит ребят мыслить самостоятельно. Что это значит? Здесь нам поможет ещё одно высказывание Горация: Sapere aude. Кант переводит его так: «Имей мужество использовать свой собственный разум!»
Кант пишет, что состояние, когда человек не способен пользоваться собственным рассудком, — это состояние несовершеннолетия. Чтобы выйти из него, нам нужно избавиться от лености и трусости. Именно поэтому немецкий философ делает такой акцент на мужестве в своей формулировке. Кант считает, что если позволить каждому человеку свободно пользоваться своим рассудком, то в мире не останется непросвещённых.
Ученики академии, очевидно, находятся в состоянии несовершеннолетия. Но дело вовсе не в их возрасте, а в том, что за них мыслят другие люди. В первую очередь это их родители. Они хотят видеть своих детей адвокатами, а не какими-нибудь актёрами, и не интересуются их мнением.
Вместо того чтобы мыслить самостоятельно, ученики зубрят параграфы из школьных учебников. Неудивительно, что Китинг не приемлет такого подхода к обучению. Сама система образования в академии заставляет учеников пребывать в состоянии несовершеннолетия. Обратите внимание на её главные принципы: традиция, честь, дисциплина, совершенство. Как они могут помешать самостоятельному мышлению?
![](https://static.tildacdn.com/tild6232-3630-4564-a131-613164366438/_-5.jpg)
Традиция — это то, что передано предыдущими поколениями, которые, таким образом, как бы мыслят за нас. Мы перенимаем определённую модель, которая сложилась когда-то давно, и обычно не пытаемся её осмыслить, понять, почему принято поступать именно так и действительно ли это правильно.
Честь, о которой заботятся учителя академии, сама по себе хороший принцип. Но беспокойство о том, чтобы ни в коем случае не уронить достоинство, часто оборачивается страхом ошибиться, нежеланием выглядеть глупо.
Дисциплина подразумевает определённые правила поведения, которые, конечно, необходимы для соблюдения порядка в академии. Однако слишком строгие нормы, направленные на унификацию, могут заметно сузить взгляды учеников. Одетые в одинаковую униформу, живущие по одному распорядку, они становятся конформными, то есть привыкают поступать «как все».
Совершенство постоянно, вечно и не требует никаких изменений, а значит не предполагает никакой возможности для свободы.
Из-за всего этого академия костенеет, устаревает, и подростки формулируют принципы, которые царят в ней на самом деле: пародия, ужас, упадок, отстой.
![](https://static.tildacdn.com/tild3833-6539-4136-a238-373163316631/_-2.jpg)
Carpe viam
В стихотворении о городской мыши и сельской мыши Гораций пародирует собственную фразу carpe diem, преобразуя ее в carpe viam, что можно перевести как «наслаждайся дорогой».
Мистер Китинг показывает, что важен не только результат: высокие оценки, хорошее образование, престижные должности. Не менее ценен сам путь, процесс познания. Поэтому он и становится их капитаном — тем, кто указывает им этот путь.
Безусловно, все мы обязаны следовать определённым правилам, иначе жизнь в обществе была бы невозможна. В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы прислушиваться к мнению мудрецов прошлого и людей, которым мы доверяем, или находить единомышленников, — всё это не значит, что мы мыслим несамостоятельно. Однако мы не должны жить ради чужих идеалов, желаний и планов.
Не будет преувеличением сказать, что актёрская игра Робина Уильямса в «Обществе мертвых поэтов» завораживает. Как ему это удалось? В саммари «Загадка таланта: разбор главных актеров мира» рассказываем, чем нас цепляют великие актеры. С промокодом BLOG30 все саммари откроются бесплатно на 30 дней.
![](https://static.tildacdn.com/tild3739-3661-4936-b364-376638366165/1_1_2.png)
Понравилась статья?
Читайте ещё об одном актуальном во все времена фильме здесь.