Лувр — самый большой музей в мире и рекордсмен по посещаемости. Его коллекции разместились на площади более 70 тыс. квадратных метров, а до пандемии ежегодно его посещали 10 млн туристов. Это первый публичный художественный музей в мире: он открылся для всех желающих во время Великой французской революции в 1793 году.
Время чтения: 3 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
Из «волчьего леса» во дворец
В переводе со старофранцузского название музея означает то ли «сторожевая башня», то ли «волчий лес». И неспроста: когда-то здесь действительно были оборонительные укрепления и охотничьи угодья, где наверняка водилось много волков.
С точки зрения архитектуры Лувр — плавильный котёл, в котором перемешались элементы Ренессанса, барокко, классицизма, эклектики и хай-тека. Он представляет собой комплекс из отдельных зданий, соединённых друг с другом крытыми галереями.
Тысячелетний долгострой
Сложно поверить, но строительство Лувра длилось почти 1000 лет. Оно началось в 1190 году, когда король Филипп-Август решил позаботиться о своих владениях. На правом берегу Сены он возвёл крепостную стену, чтобы защищаться от своих же родственников — претендентов на престол. Рядом со стеной построили крепость, которая впоследствии превратилась в замок. В нём размещались тюрьма, государственная казна и арсенал, а король жил во дворце на острове Сите.
К XIV–XV векам Париж вырос, получил новые крепостные стены, а замок утратил военное предназначение. Его переоборудовали под резиденцию монарха: обустроили жилые покои, прорубили окна и добавили модные архитектурные детали — готические пинакли. Как выглядел тогда Лувр, видно на миниатюрах «Великолепного часослова герцога Беррийского».
В 1546 году Франциск I решил сделать из средневекового замка ренессансный дворец. По его приказу снесли башню-донжон, а архитектор Пьер Леско возвёл на её месте более современное здание. Так появилось крыло Леско — шедевр французского Возрождения и старейшая видимая часть Лувра.
В конце XVI века Генрих IV снёс остатки крепости и объединил Лувр с расположенным неподалёку дворцом Тюильри, построив большую галерею. На её нижнем этаже размещались мастерские и лавки, а позднее сюда переехали типография и монетный двор.
В XVII веке, при Людовике XIV появилась Галерея Аполлона и Восточный фасад, объединивший элементы классицизма и барокко. Правда, «король-солнце» в итоге переехал в Версаль, а долгострой затянулся аж до середины XIX века.
Скандальная пирамида
В конце XX века прямо перед дворцом появилась ещё одна постройка. Знаменитая стеклянная пирамида — самая молодая и неоднозначная часть Лувра. Пирамида служит главным входом в музей. Её построили в 1989, а проект создал китайско-американский архитектор Юй Мин Пей.
Прототипом конструкции стала египетская пирамида Хеопса. Такая форма выбрана неспроста. Во-первых, с Наполеона началась египтомания, и хотя его египетский подход в военном плане оказался провальным, но продуктивным с точки зрения культуры. Во-вторых, французом был человек, который расшифровал иероглифы, — это Жан-Франсуа Шампольон. Наконец, в музее можно увидеть богатейшую коллекцию египетского искусства.
Вначале скандальная пирамида вызвала общественный резонанс и негодование градозащитников. Потом к ней привыкли и здание повторило судьбу Эйфелевой башни, став одним из символов Парижа. А ещё — звездой фильма «Код да Винчи». Правда, в ней вовсе не 666 стеклянных пластин, как считают фанаты Дэна Брауна и сторонники теории заговора, а немного больше.
Коллекции
В собрании музея около 300 тыс. экспонатов, но лишь десятую их часть можно увидеть в залах. Остальные произведения терпеливо ждут в запасниках или путешествуют по временным выставкам.
Лувр гордится великолепной коллекцией египетского, древневосточного, античного и западноевропейского искусства. Последний отдел включает работы средневековых и ренессансных мастеров, а также собрание произведений скульпторов и живописцев XVII – первой половины XIX веков. Более поздние экспонаты делят между собой музей Орсе и Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.
В каждом из отделов музея есть знаковые шедевры: древнеегипетская статуя писца Каи, вавилонская стела Хаммурапи, ассирийские крылатые быки из дворца Саргона II, Венера Милосская и Ника Самофракийская. И конечно, шедевры европейской живописи и скульптуры: Тициан и Веронезе, Пуссен и Делакруа, Канова и Микеланджело.
В собрании Лувра находится и самая знаменитая картина в мире — «Джоконда». Впрочем, знаменитой она была не всегда. В XVI веке «Мона Лиза» была довольно популярна, но после о ней забыли на два столетия. В конце концов она попала в спальню к Наполеону и провисела там до революции. Мифологизация портрета началась в XIX веке в эпоху романтизма. Тогда на него обратили внимание писатель Теофиль Готье и историк Жюль Мишле. А затем Уильям Патер, Шарль Бодлер и Оскар Уайльд. После истории с её похищением в 1911 году «Джоконда» и вовсе превратилась в шедевр мировой величины.
Забег по Лувру
К самым популярным шедеврам Лувра можно попасть, следуя по специальным указателям. А вот чтобы увидеть все экспонаты, потратив по 10 секунд на каждый, потребуется не меньше недели. Более оригинальный вариант — забег по Лувру — предложили кинематографисты.
По залам Лувра бежали персонажи фильма «Банда аутсайдеров» («Посторонние») Жана-Люка Годара. Они решили побить рекорд одного туриста из США, который умудрился обойти музей за 9 минут 45 секунд. У них получилось — на 2 секунды быстрее.
Вскоре и этот рекорд был побит. Взявшись за руки, герои «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи «посетили» Лувр за 9 минут 27 секунд. Наверное, это был не только самый короткий, но и самый запоминающийся визит за всю историю музея.