Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Артемизия Джентилески: первая феминистка в истории искусства

Артемизия Джентилески — итальянская художница-феминистка эпохи барокко. Ее творчество имело огромный успех. Она дружила с Ван Дейком, переписывалась с Галилеем и поступила во Флорентийскую академию живописи. Как Джентилески смогла стать известной? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Изнасилование художником

В 1970-е гг. международная феминистская организация сделала Артемизию Джентилески символом движения. Ее именем стали называть феминистские общества и отели. Джентилески считали редким исключением, так как в XVII веке художниками были только мужчины. А Артемизия смогла занять равное с мужчинами место. Она была первой женщиной, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции.
Артемизия — дочь известного живописца Орацио Джентилески. Его считают одним из наиболее оригинальных последователей Караваджо. Он обучал Артемизию живописи. В 17 лет она написала первую картину — «Сусанна и старцы». Орацио Джентилески видел талант дочери и попросил пейзажиста Агостино Тасси дать ей уроки. Однако все пошло не по плану, учитель изнасиловал девушку. Об этой истории сохранилось много документов. Орацио подал исковое заявление, в котором говорилось, что Тасси обесчестил Артемизию, пообещав на ней жениться. В Италии можно было вступить в брак, когда соблазнивший девушку мужчина венчался с ней в церкви. Орацио знал об этом и надеялся, что дочь выйдет замуж за Тасси. Но он был женат, о чем не знали ни Артемизия, но ее отец.
Артемизия Джентилески, «Сусанна и старцы». 1610 год

Сильные и мужественные женщины на картинах

Как выяснилось, Тасси приглашал девушку на прогулки с приятелем. А потом в суде обвинил ее в распутном поведении. Орацио заставил дочь пройти через суд, где происходили жестокие допросы в присутствии насильника. Кроме того, эта история стала достоянием общественности. Тасси посадили на восемь месяцев, а потом его обвинили в убийстве жены.
Артемизия вышла замуж за Стиаттези и уехала во Флоренцию. Там она и стала известной художницей. Изнасилование ни могло не повлиять на дальнейшую жизнь Джентилески. На ее картинах женщины часто подвергались мужскому насилию. Также она изображала женщин, которые одерживают верх над мужчинами. Например, на полотне «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» мы видим воительницу Юдифь, которая смело расплавляется с Олоферном. И если Юдифь у Караваджо выглядит равнодушной и отстраненной, то Юдифь Джентилески жестока. Художница акцентирует внимание на ее мускулистых руках, которые впиваются в волосы Олоферна и держат меч. А кровь стекает по белой простыне.
Артемизия Джентилески, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Около 1620 года

Неапольский период

Артемизия жила во Флоренции десять лет, а потом решила вернуться в Рим, после чего поехала в Неаполь. Там она познакомилась с испанским художником Хуселе Риберой. Джентилески создавала алтарные композиции. Причем она была свободна в трактовке традиционных сюжетов. Например, в «Благовещении» энергичный ангел с мощными крыльями напоминает властную героиню полотен флорентийского периода. А Мадонна смиренно принимает весть. В поздний период творчества Артемизия работает и над картиной «Давид и Вирсавия». Вирсавия посмотрела направо, где находятся драгоценности, которые принесла служанка. Она еще не знает, что ее ждет вторая служанка, которая держит письмо Давида. Интересно, что фон картины писал Вивиано Кодацци, так как у Артемизии не хватило мастерства, чтобы сделать сложный архитектурно-пейзажный фон.
Артемизия Джентилески, «Благовещение». 1630 год
Скоро экзамен по истории искусства, а ты путаешь Моне и Мане? Подготовься быстро к экзамену по истории искусства с саммари «Европейская живопись: от Италии до Франции». Если введешь «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
​​Нико Пиросмани — грузинский художник-самоучка — оставил яркий след в истории искусства. Отличаясь уникальным стилем, Пиросмани был мастером наивного жанра. Рассказываем про его творчество:
Как рисовал Нико Пиросмани?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО