В статье рассказываем, как не заснуть посередине «Ностальгии» и почему упасть с интересной женщиной — приятно.
Время чтения: 3 минуты
Воспоминания
Тарковский в своем кино часто обращается к прошлому. Советская культура была сосредоточена на настоящем и будущем, поэтому внимание режиссера к воспоминаниям, особенно к личным, казалось чем-то необычным. В 1960-х и 1970-х его фильмы сильно выделялись.
«Для человека, который работает в искусстве, очень важны впечатления, которые он получил в детстве»
Герои Тарковского тоскуют. Их преследуют образы из прошлого, память не дает им жить спокойно. Это заметно даже в первых работах. Например, в «Ивановом детстве», снятом на основе повести Владимира Богомолова «Иван».
Главный герой фильма — юный мальчик, потерявший родной дом и близких. Андрей Тарковский предложил важное дополнение к исходному сюжету: «Иван видит сны. В снах должно быть обыкновенное счастливое детство». Это разделило фильм на две части: мрачные военные будни и радостные сны о детских играх, солнце и матери.
Здесь заметна еще важная для Тарковского тема — потеря родного дома. Режиссер видел в этом трагедию, разрыв с чем-то важным. Образ распадающегося дома не раз появляется и в более поздних фильмах. Например, в «Солярисе» и «Зеркале».
Хочешь стать главным в киноклубе и уверенно рассказывать про смыслы «Зеркала»? Смотри наше саммари «Главное о кино Тарковского», чтобы не бояться снобов из арт-тусовки. За 18 минут узнаешь, где искать смыслы фильмов Тарковского, почему медленно и сложно — это авторский стиль и что необычного в его работе с музыкой.
Здесь заметна еще важная для Тарковского тема — потеря родного дома. Режиссер видел в этом трагедию, разрыв с чем-то важным. Образ распадающегося дома не раз появляется и в более поздних фильмах. Например, в «Солярисе» и «Зеркале».
Хочешь стать главным в киноклубе и уверенно рассказывать про смыслы «Зеркала»? Смотри наше саммари «Главное о кино Тарковского», чтобы не бояться снобов из арт-тусовки. За 18 минут узнаешь, где искать смыслы фильмов Тарковского, почему медленно и сложно — это авторский стиль и что необычного в его работе с музыкой.
Наблюдение за жизнью
Тарковский много пишет об идее «поэтического кино». Он находит вдохновение в японских хокку, основное качество которых — лаконичность. Всего в трёх строках эти стихотворения передают множество смыслов. Хотя описать их все не так просто. В них нет красивых метафор и длинных предложений, зато есть наблюдения за природой и человеком. Два-три факта, представленные в хокку, вызывают сильное впечатление — эту же логику Тарковский переносит в кино.
Так рождается важный художественный принцип: «Образ в кино строится на умении выразить свое чувство к объекту через наблюдение». По мнению режиссёра, настоящее кино начинается в момент, когда «ничего не происходит», когда у эпизода нет явного смысла. Зато в нем есть жизнь сама по себе.
Поэтому Тарковский избегает линейной драматургии, эпизоды у него не складываются в единую историю. Их соединяет какой-то другой смысл. Его он называет «поэтической связью». Впервые такой прием режиссер опробовал в автобиографическом фильме «Зеркало», где мы видим поток воспоминаний умирающего героя. Каждый эпизод прошлого ассоциативно связан с другим благодаря общим деталям, мотивам и образам.
Тоска и невыразимое
Поздний Тарковский боролся с аллегориями и символами. По мнению режиссера, эти элементы хорошо вписываются в литературные тексты, но в кино кажутся чужими, потому что их легко расшифровать. А для Тарковского кино — это работа с невыразимым, с теми эмоциями и ощущениями, которое нельзя показать. Например, истина, прекрасное, идеал — все это невыразимые понятия. Их можно только почувствовать, но рассказать о них не выйдет. Таким «чувством», а не «рассказом» и является кино Тарковского.
Когда режиссера спрашивали о значении дождя, огня или яблок в его фильмах, он просто пожимал плечами и говорил: «Это правда жизни, если хотите». То есть они не значат что-то конкретное. Лиса, например, могла бы быть аллегорией хитрости. Но у Тарковского она — символ с множеством значений. Другими словами, если смысл эпизода или всего фильма можно рассказать словами, то это плохое кино.
Итак, за три минуты чтения статьи ты узнал, что Андрей Тарковский:
- В своих фильмах обращается к воспоминаниям
- Соединяет эпизоды не для того, чтобы рассказать историю, а для того, чтобы вызвать ассоциации
- Стремится создать ощущения тех понятий, которые нельзя описать словами: прекрасное, истина или идеал
В 18-минутном саммари о творчестве Тарковского тебя ждет выжимка смыслов его главных работ, а это примерно 10 часов просмотра кино. Все это время сможешь потратить на любимые дела, а пользу при этом получишь. Так работают наши саммари — короткие видео для твоего саморазвития. Такой формат улучшает запоминание на 50%. Попробуй и ты!
Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей, попробуй и убедись сам, что такой формат работает. Или подключай доступ ко всей библиотеке контента (1000+ саммари) за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.
Что лучше: книга или фильм? Вечный спор. Смотри саммари и читай статью, чтобы разобраться и составить свое мнение:
Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей, попробуй и убедись сам, что такой формат работает. Или подключай доступ ко всей библиотеке контента (1000+ саммари) за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.
Что лучше: книга или фильм? Вечный спор. Смотри саммари и читай статью, чтобы разобраться и составить свое мнение:
Зоны и сталкеры: о чем «Пикник на обочине»?