Музыка Стравинского оказала огромное влияние на развитие музыкальной культуры в России и за ее пределами. Пробуем разобраться, почему его называют великим композитором.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Ранние годы
Детство Игоря Стравинского оказало сильное влияние на его музыкальное творчество. Он родился в 1882 году в Орниенбауме, сегодняшнем Ломоносове, небольшом городке под Петербургом. Его отец был оперным певцом, известным солистом Мариинского театра, а мать — пианисткой и певицей, которая была концертмейстером на всех концертах мужа. С раннего детства будущего композитора окружали музыканты, певцы, писатели и другие творческие личности Петербурга и не только. Это общество привило ему тягу к новому: Стравинский был начитан, у него был очень широкий кругозор.
Его интерес к музыке проявился с раннего детства и родители поддерживали его начинания. Стравинский брал частные уроки фортепиано Леокадии Кашперовой, известной пианистки, жены революционера Андропова. Под её руководством он получил необходимую базу и приучился практически не задействовать педали фортепиано — это оставило отпечаток в его манере игры, особенно в раннем периоде творчества.
Его отец хотел, чтобы сын получил образование в области права, однако после смерти отца в 1902 году Стравинский поступил в Петербургскую консерваторию. Там он изучал композицию и теорию музыки и познакомился с младшим сыном Николая Римского-Корсакова, который познакомил друга с отцом. Тот стал наставником и вдохновителем Стравинского. Под его руководством молодой музыкант начал экспериментировать с формами и стилями.
Первые произведения
Уже первые творческие работы Стравинского отличались оригинальностью и новаторством. Так, под руководством Римского-Корсакова он написал сюиту для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», в которой прослеживались характерные для его последующего творчества элементы: фольклорные темы и мотивы, народные мелодии, довольно сложный ритмический рисунок.
На концерте в 1909 году присутствовал Сергей Дягилев, которого поразил талант Стравинского. Он предложил ему написать балет для «русских сезонов» в Париже — это стало первой вехой на пути к мировому признанию композитора.
«Русский» период
Этот этап музыкальной карьеры Стравинского отсчитывается от написания оркестровой фантазии «Фейерверк» и включает три балета, созданных им для труппы Дягилева: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Они были тепло приняты публикой, Стравинский несколько раз ездил в Париж, чтобы представлять свои работы.
Балет «Жар-птица» был написан в 1910 году и премьерился в парижской Гранд-Опере. Он интересен переизобретением традиционных русских мотивов: использованные в партитуре традиционные напевы (позаимствованные, кстати, из сборника Римского-Корсакова) изменяются и подвергаются значительной переработке темпа мелодии.
«Петрушка» был написан в 1911 году. Музыка к этому балету отличалась яркой экспрессивностью, динамичностью и необычными гармоническими решениями. Это одно из самых исполняемых произведений Стравинского этого периода — даже в современных концертах часто бывают представлены именно отрывки из этой партитуры.
«Весна священная» (1913) тоже поддерживает мотивы, характерные для этого периода: сам сюжет балета связан с языческими обрядами весеннего равноденствия и символизирует возрождение жизни. Из-за абстрактности мелодий и отсутствия чёткого сюжета балет не поняли при первой постановке, однако для Дягилева он стал любимым из этих трёх совместных работ.
«Неоклассический» период
Этот период ознаменовался возвращением к истокам: Стравинский стилизовал и перерабатывал классические мелодии прошлого — от барокко до романтизма. Многие музыковеды прокладывают рубеж между двумя периодами творчества композитора в 1922 году: именно тогда Стравинский написал оперу «Мавра». Сюда же относят известные оперу-ораторию «Царь Эдип», балеты «Поцелуй феи» и «Пучинелла».
В этот период композитор с семьёй переехал во Францию. Они прожили там почти 20 лет и получили французское гражданство. Но в конце концов судьба сложилась не так, как планировал Стравинский: сначала умерли его дочь и жена, а затем начала назревать Вторая мировая война и во Франции стало было неспокойно.
Благодаря тому, что он дважды успешно концертировал по США, Стравинский не только был известен в этой стране. У него имелось много знакомых, которые помогли бы адаптироваться на новом месте. Поэтому в 1939 г. композитор переехал на другой конец света, а позже к нему присоединилась давняя спутница и любовница — Вера де Боссе.
Стравинский прочел курс лекций по эстетике в Гарвардском университете. а затем переехал на западной побережье — в Лос-Анжелес. В Америке он ездил в туры и постоянно общался с творческой богемой. Британцы Кристофер Ишервуд и Дилан Томас навещали его в пригороде, а Уолт Дисней работал с ним при создании музыки к анимационному фильму «Фантазия» (1940).
«Серийный» период
В 1950-е годы композитор начал использовать в своих сочинениях серийную технику, которая вызывала много споров среди композиторов-современников. Первые эксперименты прослеживаются в небольших композициях 1952—1953 годов: «Кантате» и «Септете».
Несмотря на то, что некоторые его работы вызывали непонимание и критику со стороны консервативных музыкальных кругов, Стравинский продолжал идти своим путем и не останавливался на достигнутом. Он постоянно экспериментировал с новыми формами, жанрами и техниками, пытаясь расширить границы музыкального искусства.
Таким образом, творческие поиски Стравинского заключались в его стремлении к новаторству и экспериментам. Это стало одним из ключевых аспектов его великой музыкальной карьеры. Он устанавливал новые стандарты, предлагая оригинальные звучания, которые впоследствии стали важными для развития музыки XX века.