Подари саморазвитие
*тык*
Сертификаты на 2000+ лекций и курсов на гуманитарные темы от 299 ₽
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Голубая роза»: каким было творческое объединение художников?

«Голубая роза» — это объединение художников, которые были последователями основоположника второй волны русского символизма — Виктора Борисова-Мусатова. Живопись этих художников показывает поэтику русского символизма. Каким же было объединение «Голубая роза»? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

«Голубая роза» на смену «Алой розе»

Художники «Голубой розы» были учениками Константина Коровина и Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В объединение входили Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Анатолий Арапов, Кузьма Петров-Водкин. Они изменили подход к живописи — их картины наполнены мистическим светом, присутствием духовности, символами. В отличие от выставки «Алая роза», которая оказалась незамеченной, «Голубая роза» в 1907 году была важным событием в истории искусства. Объединение получило название по выставке. Интересно, что в русском символизме голубая роза означала тоску по недостижимому и неведомому. Считается, что этот образ придумал поэт Валерий Брюсов.
М. С. Сарьян, «Озеро фей». 1905 год
Художники создавали декорации по эскизам Константина Коровина в антрепризе Саввы Мамонтова. Кузнецов, Уткин и Петров-Водкин расписывали церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. Но их признали «немолитвенными и нехудожественными» и уничтожили.

Выставка-медитация

Представители «Голубой розы» преодолевали реализм «Мира искусства». Художники вдохновлялись работами Борисова-Мусатова, Врубеля, а также творчеством «второй волны» символизма: Брюсова, Белого.
Искусствоведы считают, что «Голубая роза» — это первая русская выставка, на которой представлены картины с единой эстетической ценностью. Она действительно была цельной. Причем в экспозиции не было пейзажей, в основном на полотнах были изображены сказочные, мистические, театральные сюжеты.
М. А. Врубель, «Демон сидящий». 1890 год
Художники придавали важное значение оформлению выставки. Они выдержали интерьер в серых и голубых оттенках. А запахи цветов, негромкая музыка погружали зрителей в состояние медитации. Стоит отметить, что живопись представителей «Голубой розы» оказала большое влияние на будущих авангардистов. Например, Казимир Малевич посвящал ей воспоминания. Он хотел предложить полотно на выставку, но оно было отвергнуто.

Авангардисты и голуборозовцы

Авангардисты и представители «Голубой розы» устраивали совместные выставки «Золотое руно». Однако на третьей выставке уже было заметно различие группировок, и в 1910 году они разделились. Авангардисты создали выставку «Бубновый валет», а голуборозовцы присоединились к «Миру искусства». В этом же году произошел кризис в живописи «Голубой розы».
А. А. Арапов, «Северная песня». 1908 год
На картинах появились более яркие оттенки, характерные для фовизма, изменилась их тематика. Кузнецов изображал сюжеты Востока, Сапунов обратился к бытовому гротеску, а Судейкин продолжал использовать театральные темы. Несмотря на то, что голуборозовцы выставлялись вместе с авангардистами, их полотна отличались. Художники «Голубой розы» стремились показать возвышенность, трансцендентность. Они обращались к воплощению «мечты». Авангардисты же не выделяли в искусстве «высокое» и «низкое». Представители «Голубой розы» считали, что цель искусства — это красота. Они подчеркивали важное значение эстетики, идеала, гармонии и культа женственности.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО