Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как снимал Леонид Гайдай?

Многие фильмы Гайдая настолько внедрились в культуру, что мы уже воспринимаем их как часть нашего быта, а не кино. Мы разговариваем крылатыми фразами его персонажей, наизусть помним песню про трын-траву и мельком видим кадры по телевизору, нарезая новогодние салаты. Рассказываем про особенности его стиля.
Время чтения: 5 минут.

Влияние и отсылки

Любимыми режиссёрами Гайдая были Бастер Китон и Чарли Чаплин. Это чувствуется при просмотре его фильмов: нарочито акцентуализированная жестикуляция актёров, пантомима, прямо как в немом кино, сложно выстроенные трюки, социальная повестка. Последний пункт появляется благодаря послаблениям оттепельного кино — режиссёры наконец могли снимать сатиру без страха, что в лучшем случае фильм просто не выпустят, а в худшем — их выкинут из профессии под каким-нибудь предлогом.
Чарли Чаплин
Стереотип про то, что комедия — низкий жанр, далек от реальности, но он порой играл Гайдаю на руку. Его «несерьезным» фильмам многое прощали: и почти эротическую сцену с Шуриком и Лидой в «Операции “Ы”», и товарища Саахова в «Кавказской пленнице».
Гайдай не стесняется цитировать других режиссёров, пародируя их серьёзные фильмы и переиначивая изначальные смыслы. Пляска опричников из «Иван Васильевич меняет профессию» повторяет схожие кадры из фильма Эйзенштейна «Иван Грозный» (а костюм самого царя со съёмок фильма предшественника используется повторно в гайдаевской комедии). Он вольно цитирует Хичкока и , пародирует популярные шпионские боевики абсурдными кадрами привязанной верёвкой к летящему вертолёту машины в «Бриллиантовой руке».
Такое обыгрывание узнаваемых элементов других жанров позволяет добиться комедийного эффекта: нечто серьёзное и пафосное видоизменяется, оказывается либо абсурдным, либо близким к простым смертным, обычным людям — массовым зрителям его фильмов.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973), реж. Л. Гайдай

Монтаж

Комедии Гайдая чётко выверены по монтажному ритму и стилю. У него есть «классические» длинные кадры, практически театральные, когда камера безотрывно следит за персонажами, их взаимодействиями и диалогами. Это долгий диалог, когда нам представляют машину времени из «Иван Васильевич меняет профессию», сцена в ресторане из «Бриллиантовой руки».
У Гайдая есть внутреннее чувство ритма: он может определить, когда статичный кадр с действием внутри стоит закончить, чтобы не утомлять зрителя. Так, сцена с наказанием хулигана Феди строится на периодическом изменении планов: общего, который показывает Шурика, ходящего вокруг замотанного в рулон обоев мужчины, и среднего, который показывает собственно действия и приготовления. Помимо этого важны пантомима, повторы действий и афористичность диалогов.
Захватывающие сцены погонь — ещё одна визитная карточка режиссёра. Движение подчёркивается быстрой сменой кадров, а крупные планы на лица актёров позволяют придать комичности многим ситуациям — иногда небольшое изменение в выражении лица даёт больший эффект, чем плохо рассказанная шутка.
Смотрите курс-саммари «Гид по жанрам кино», чтобы узнать, как работают мелодрамы, комедии и ужасы. Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

Многоуровневый юмор

Гайдай был мастером комедии — в фильме сочетаются стандартные приемы жанра и внезапные вариации. Например, к типичной ситуации высмеивания через пародирование криминального сюжета примешивается частое разрушение зрительского ожидания.
Леонид Гайдай с актёрами на съёмках «Бриллиантовой руки», 1968
Этот прием можно увидеть и услышать даже при внимательном анализе музыкальных цитат: он использует их при совершенно неподходящем под их смысл действии. Например, под старинный романс о любви девушки рекламируют купальники на показе.
Актёры играют подчёркнуто театрально, не боясь ярких красок и жестов — это позволяет им гиперболизировать эмоции и жесты, также добиваясь необходимого эффекта — зрительского смеха.

Музыкальность

Известнейшая «Песня про зайцев» стала культовой и узнаваемой — как и в других своих фильмах, Гайдай использовал музыкальные эпизоды для украшения происходящего и сохранения комедийного духа. Уловка сработала: после проката в кинотеатрах начали активно выпускать пластинки с песнями из фильма и не менее знаменитым танго «Помоги мне».
Они оказались в домах даже раньше, чем «Бриллиантовую руку» стали показывать по телевизору, и сыграли большую роль в узнаваемости гайдаевских кинокомедий. Даже не заставшие выход фильма зрители могут вспомнить эти мелодии, потому что они легко запоминаются и звучат отовсюду, особенно в праздники и выходные дни.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Кино — это отдельный вид искусства со своими правилами и приёмами. О некоторых из них мы писали в этом материале:
Общий, крупный, средний: какие бывают планы в кино
Рассказываем о другом сюжете, ставшем легендарным на пространстве постсоветской России, в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ