Неспроста картину «Студент» Ярошенко можно часто увидеть на обложке к роману Достоевского «Преступление и наказание». Кто этот человек и что он замышляет, рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Кто это?
Николай Александрович Ярошенко, русский художник-передвижник, знаменит своим мастерством в портретной живописи. Одним из наиболее ярких и символичных произведений Ярошенко стала картина «Студент». Это произведение представляет собой своеобразный «исторический портрет» поколения, которое активно боролось за свободу в 1870-х годах. Художник акцентировал внимание на образах «униженных и оскорбленных», изображая студентов, нигилистов, революционеров — тех, кто воплощал дух своего времени. Считается, что прототипом для образа студента мог быть малоизвестный украинский художник, а в прошлом — иконописец, Филипп Чирко.
Несмотря на внешнюю усталость, лицо студента привлекает внимание своей внутренней силой и умом, выраженными через серые голубые глаза. Ярошенко не только передает внешний облик героя, но и проникает в его внутренний мир. Атмосфера серых петербургских сумерек, сырость камня и цветовые оттенки, выбранные художником, соответствуют духу времени.
Несмотря на внешнюю усталость, лицо студента привлекает внимание своей внутренней силой и умом, выраженными через серые голубые глаза. Ярошенко не только передает внешний облик героя, но и проникает в его внутренний мир. Атмосфера серых петербургских сумерек, сырость камня и цветовые оттенки, выбранные художником, соответствуют духу времени.
Одежда
Художник создал образ молодого человека с жидкой бородой, в потрёпанной шляпе и пледе поверх ненового пальто. Несмотря на совершенно обыкновенную внешность, герой картины благороден. Взгляд из-под шляпы и жиденькая бородка не умаляют его достоинства.
По внешнему виду героя становится ясно, что он беден. Старая и дешевая одежда подчеркивают его происхождение. Вероятно, он не из богатой семьи. Плед поверх пальто свидетельствует о нехватке средств на более теплую одежду.
По внешнему виду героя становится ясно, что он беден. Старая и дешевая одежда подчеркивают его происхождение. Вероятно, он не из богатой семьи. Плед поверх пальто свидетельствует о нехватке средств на более теплую одежду.
Однако, несмотря на неприметный внешний вид, студент излучает внутреннюю силу и стремление к высокой цели. Его положение рук, устремленный вглубь взгляд и умное выражение лица создают образ страстного человека. Есть в герое и скрытое напряжение. Возможно, под одеждой он прячет оружие. Этот таинственный образ вызывает стойкую ассоциацию с героем Достоевского — Родионом Раскольниковым.
Отдельно стоит сказать про шляпу, известную как калабреза. Ее название происходит от Калабрии — области в Италии. Такую шляпу носил итальянский революционер Джузеппе Гарибальди. «Революционные» шляпы стали модными во второй половине XIX века, и их владельцы как бы заявляли о своих взглядах при помощи внешнего вида.
Отдельно стоит сказать про шляпу, известную как калабреза. Ее название происходит от Калабрии — области в Италии. Такую шляпу носил итальянский революционер Джузеппе Гарибальди. «Революционные» шляпы стали модными во второй половине XIX века, и их владельцы как бы заявляли о своих взглядах при помощи внешнего вида.
Фон
На первый взгляд, кажется, что студент находится в помещении. Тем не менее, фон, на котором он изображен, представляет собой городской ландшафт. Атмосфера города стремится к сдержанности и суровости. Более темные мазки, нанесенные вертикальной полосой у левого края, превращают нейтральный фон в угол большого грязновато-серого дома. Белесоватая дымка создает подобие сырого мглистого тумана, который готов в любую минуту скрыть этого человека от взгляда окружающих.
Художественные приемы, использованные для передачи общей атмосферы, подчеркивают единство героя с его городским окружением. Произведение становится не просто портретом отдельного человека, а глубоким образом, отражающим социокультурный контекст времени.
Художественные приемы, использованные для передачи общей атмосферы, подчеркивают единство героя с его городским окружением. Произведение становится не просто портретом отдельного человека, а глубоким образом, отражающим социокультурный контекст времени.