Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как появился стендап?

Как появился стендап?

В конце десятых в России прозвучала фраза «Стендап — новый рэп», утвердившая стендап как один из самых массовых жанров отечественной поп-культуры. Но как появился стендап? И как он менялся, пока не пришел в Россию? Разбираемся в нашей статье.

Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Смех, родившийся из горя

За развитием комедии стоит многовековая история, начавшаяся ещё в Древней Греции. Однако стендап как отдельный жанр начал формироваться только в 30-х годах ХХ века в Великобритании и США.
В Штатах стендап появился в клубах и барах во времена Великой депрессии. Зачастую комики выступали в перерывах между шоу других артистов (например, джазовых ансамблей), поэтому были сильно ограничены во времени. Отсюда появилась американская экспрессивная подача — комики должны были всего за 10 минут успеть рассмешить зрителей.
В Великобритании стендап начал развиваться в период другой трагедии — Второй мировой войны. Большой вклад в распространение британской стендап-культуры внёс Томми Хэндли — ведущий комедийного шоу It’s that man again (1939–1949) на радио. Томми был главным героем, вокруг которого вращались другие эксцентричные и забавные персонажи. Шоу Хэндли сыграло важную роль в поднятии духа британцев во время и после войны.

Отличия американской и британской стендап-культур

В отличие от американского, британский стендап вышел из сатирических театров, поэтому обычно длился гораздо дольше и выделялся целостной структурой. Сатира, как предшественница жанра, побуждала британских комиков высмеивать остросоциальные темы, в частности, политику.
Более экспрессивный американский стендап был ориентирован на повседневные невзгоды и заострял внимание на проблемах, с которыми сталкивался не только комик, но и его зрители. Плотность шуток у американских комиков была выше, однако материал шоу был более фрагментарным и разрозненным, чем у британцев.

Новая волна стендапа

В 1950-х годах на сцену вышли комики, решившие создать принципиально новую комедию. Тогда стендап и приобрел тот вид, в котором существует до сих пор. Комики отказались от театральной клоунады и начали общаться со зрителями будничным тоном как со старыми знакомыми.
Первым популяризировал такой подход канадец Морт Сал, который обычно вел свои сценические монологи, сидя на табурете и с газетой в руке. Сал язвительно комментировал поведение известных политиков и социальные обычаи. Его подход показал молодым комикам, что стендап может сочетать в себе как личное, так и общественно-политическое начала.


Другим ярким представителем новой волны был Ленни Брюс, прославившийся своими провокационными выступлениями. Брюс не щадил основополагающие ценности Америки и издевательски шутил над религией и показным пуританством соотечественников. Откровенные монологи Брюса о наркотиках и сексе закрыли ему путь на телевидение.

Стендап в России

В середине нулевых развлекательный сегмент стал локомотивом отечественного телевидения. Именно тогда Гарик Мартиросян, Михаил Галустян и другие прославились благодаря своим скетчам и пародиям. Однако российская комедия сильно отличалась от западной, где комики давно вживую общались со зрителями в комедийных клубах.
В десятые в России появились собственные стендап-шоу, на которых комики читали монологи на западный манер. В Москве и Санкт-Петербурге начали открываться специальные клубы, подходившие для проведения открытых микрофонов и других шоу.
Сейчас отечественная стендап-культура начинает приобретать собственный характер. Комики шутят над ситуациями, знакомыми любому жителю постсоветского пространства, и становятся более этичными — уже можно найти выступления русскоязычных стендаперов, отказавшихся от сексистских и гомофобных шуток.
2023-10-23 11:45 КУЛЬТУРОЛОГИЯ