В 1939 году была опубликована работа Норберта Элиаса, представляющая собой глубокий анализ социальных и психологических изменений, произошедших в ходе развития европейского общества. В статье рассмотрим, что такое цивилизация и как менялось поведение людей.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Как Элиас понимает цивилизацию
Норберт Элиас, немецкий ученый, в своей работе рассматривает цивилизацию не просто как технический прогресс или экономическое развитие, а как изменение в поведении людей, их общении друг с другом и понимании себя в этом мире.
Основная идея Элиаса заключается в том, что с течением времени люди начинают меньше зависеть от внешних правил, таких как законы или религиозные заповеди, и больше полагаются на свои внутренние моральные компасы. Это значит, что мы становимся более самостоятельными в своих решениях и поступках.
Основная идея Элиаса заключается в том, что с течением времени люди начинают меньше зависеть от внешних правил, таких как законы или религиозные заповеди, и больше полагаются на свои внутренние моральные компасы. Это значит, что мы становимся более самостоятельными в своих решениях и поступках.
Элиас анализирует изменение общепринятых правил поведения и эмоциональных реакций людей. Он показывает, как поменялось отношение к насилию, сексуальности, личной гигиене и правилам этикета, и как это отражает более широкие изменения в обществе.
Психогенез
Психогенез — это термин, который Элиас использует для описания изменений в психологии и поведении людей в разные исторические периоды.
В работе рассматривается три типа личностей, символизирующих разные эпохи.
Рыцарь (Средневековье): в эту эпоху главенствуют сила, агрессия и честь. Рыцари действуют импульсивно, часто вступая в конфликты и дуэли. Они мало контролируют свои эмоции, что отражает общую атмосферу того времени.
Дворянин (раннее Новое время): здесь уже больше внимания уделяется умению управлять своими чувствами и поведением. Дворяне должны следовать сложным правилам этикета, что требует от них самоконтроля и дипломатичности.
Буржуа (XIX век): в эту эпоху появляется новый тип личности — буржуа, который символизирует еще большую самодисциплину и планирование. Это время, когда важны экономический успех и социальное признание, что требует от людей более рационального и сдержанного поведения.
Элиас подчеркивает, что процесс цивилизации не одинаков во всех обществах и не всегда идет по одному и тому же пути. Он опровергает идею о том, что существует единственный «правильный» путь развития цивилизации, указывая на разнообразие культур и исторических путей развития разных обществ.
Рыцарь (Средневековье): в эту эпоху главенствуют сила, агрессия и честь. Рыцари действуют импульсивно, часто вступая в конфликты и дуэли. Они мало контролируют свои эмоции, что отражает общую атмосферу того времени.
Дворянин (раннее Новое время): здесь уже больше внимания уделяется умению управлять своими чувствами и поведением. Дворяне должны следовать сложным правилам этикета, что требует от них самоконтроля и дипломатичности.
Буржуа (XIX век): в эту эпоху появляется новый тип личности — буржуа, который символизирует еще большую самодисциплину и планирование. Это время, когда важны экономический успех и социальное признание, что требует от людей более рационального и сдержанного поведения.
Элиас подчеркивает, что процесс цивилизации не одинаков во всех обществах и не всегда идет по одному и тому же пути. Он опровергает идею о том, что существует единственный «правильный» путь развития цивилизации, указывая на разнообразие культур и исторических путей развития разных обществ.
Критика работы Элиаса
Ганс-Петер Дюрр критиковал работу Элиаса и утверждал, что контроль над поведением не обязательно становится выше со временем. В разных культурах и в разные исторические периоды существовали определённые формы самоконтроля и социального регулирования.
Дюрр также подчеркивает, что в некоторых неевропейских и древних культурах существовали строгие нормы и правила поведения, что противоречит идее о том, что «цивилизация» — это исключительно современное или западное явление. Он ставит под сомнение идею о том, что современные общества являются более «цивилизованными» в сравнении с прошлыми или другими культурами.
Дюрр также подчеркивает, что в некоторых неевропейских и древних культурах существовали строгие нормы и правила поведения, что противоречит идее о том, что «цивилизация» — это исключительно современное или западное явление. Он ставит под сомнение идею о том, что современные общества являются более «цивилизованными» в сравнении с прошлыми или другими культурами.