Иногда жизнь кажется бессмысленной. Как справиться с тяжёлыми мыслями, успокоиться и обрести свободу в том, из чего, кажется, нет выхода? Ответ даёт Альбер Камю. Разбираем его эссе «Миф о Сизифе» в статье.
Время чтения: 2 минуты
Для чего мы живём?
В эссе «Миф о Сизифе» французский философ Альбер Камю пытается ответить на абсурдистский вопрос «стоит ли жизнь труда быть прожитой»? Абсурдистский он потому, что вступает в конфронтацию с общественными идеалами. В мире, где работа ценится превыше всего, думать о том, что она бессмысленна, кажется странным и неуместным. Из своих размышлений автор выводит главную, по его мнению, проблему философии — самоубийство. Когда человек теряет смысл в труде и жизненных наслаждениях, он думает, «что жизнь кончена, что она сделалась непонятной».
Что толкает человека на подобные решения? Абсурд подогревается ощущением скуки. «Подъём, трамваи, … работа, ужин, сон; понедельник, вторник, среда… всё в том же ритме… Но однажды встаёт вопрос “зачем?”» — человек поддаётся непостижимости жизни и отказывается существовать в абсурдных условиях. Камю предлагает совершить бунт и принять их. Таким образом человек не поддерживает смерть и не отрицает жизнь, но становится свободен в выборе там, где «реальность превосходит интеллект».
Как жить счастливо?
В понимании Камю абсурдный человек бросает вызов любым ценностям. Последствия поступков уравниваются в значении, потому что каждый из них совершается в бессмысленной и иррациональной жизни. Однако это не означает, что следует совершать преступления. Главное здесь — осознать бесполезность угрызений совести. Абсурдный человек обладает мужеством и силой не поддаться искушениям скуки. Это дарит ему свободу жить в мире с новыми взглядами. При этом свобода не бесконечна, как и человеческая жизнь. Поэтому человек абсурда направляет свои мысли на действительность, а не на будущее. От отвергает надежду в виде бога, «навязанной свыше морали».
Камю говорит о нескольких типах абсурдных людей. Так, Дон Жуан живёт в настоящем моменте: он соблазняет женщин и отдаётся удовольствиям, не думая о том, что ждёт его впереди. Актёр же разыгрывает абсурдность жизни на сцене: он примеряет на себя разные роли, которые не меняют его характера и личности. Роли существуют до тех пор, пока он не снимет с себя маску. Завоеватель, как и Дон Жуан, достигает всех своих успехов при жизни. Он не надеется на «память в сердцах потомков» и эффективно использует свой ум и силы именно сейчас.
Смотрите видео-саммари «Как понимать философию», чтобы разбираться в концепциях разных философов — от классических древних греков до современных мыслителей. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30. Он действует до 15 августа при регистрации в приложении и на сайте.
Обрести смысл
Ярчайший пример человека абсурда по Камю — Сизиф. Он хотел избежать смерти и сбежал из Аида. Боги разгневались и наказали героя: он вынужден катить на гору тяжёлый камень, но когда достигает вершины, камень срывается вниз. Из сюжета мифа выросло выражение «Сизифов труд»: так говорят о бессмысленной и тяжёлой деятельности, которая не приносит человеку удовлетворения.
Однако Камю считает, что в ней можно обрести смысл. Сизифу ненавистна эта участь, но он не может её избежать, потому что наказание вечно. Когда Сизиф осознаёт бесцельность своего труда, он превращается в «бунтующего человека»: теперь он способен прийти к умиротворению и смирению. Это бунт бессмертного перед лицом бесконечного.
О другом философском типе человека читайте в нашем материале:
Кто такой сверхчеловек по Ницще?