Мартин Хайдеггер — один из важнейших представителей экзистенциализма. Как и других философов этого направления, его особенно волновал вопрос человеческого существования — экзистенции, разворачивающейся в жизни и смыслообразующей основы человеческого бытия. Главный труд Хайдеггера — «Бытие и время». Именно там происходит знакомство с центральными категориями его философии: dasein, бытием, ничто, пустотой.
Время чтения: 3 минуты.
Бытие
Научные интересы мыслителя носили экзистенциально-онтологический характер. Он обращался к основам существования и смысла. В человеке он видел единственного, кому смысл доступен. Но для того чтобы постигнуть истину, необходимо самому обратиться к бытию (das Sein), взывая его, открыть собственный смысл.
По этой же причине недостаточно пассивного существования в мире. Важно стремиться к познавательной деятельности, обращаясь к миру и себе как к объекту исследования. Только в подлинных отношениях и переживаниях субъекта возможно возникновение настоящего знания.
Роль ищущего истину значима, так как для выполнения необходима сознательность и ответственность субъекта. Тот, кто ищет смысл, должен быть готов к знакомству с чем-то большим, чем он сам. Интересуясь бытием, человек подлинно проживает его как экзистенцию, существование явлений.
Осознанное «бытийствование» в поисках истины — то, что Хайдеггер обозначил понятием dasein. Это некое сознательное положение субъекта, задавшего вопрос о смысле. Состояние это проживается в настоящий момент жизни человека. Перевод термина на русский — «здесь-бытие», «присутствие», «вот-бытие» — отражает его смысл.
Другие концепции
Помимо бытия человеку в поисках может приоткрыться ничто (das Nichts) — другая сторона жизни, соседствующая с бытием. С ничто субъект знакомится, пребывая в angst, то есть в страхе, ужасе.
Ужас сопровождает бытие-в-мире; от него нет никакой защиты, встреча angst и dasein неожиданна, к ней нельзя подготовиться. Испытываемый страх схож с тревогой перед смертью, неизвестностью, открывающейся человеку, в которой нет места здесь-бытию, жизни.
От аgnst не исходит конкретной угрозы. Столкнувшись с ним, субъект ещё не понимает, что именно порождает опасение. Ничто нигде не существует и никак не переживается до встречи с аngst. Оно устрашает своей не-бытностью, не-существованием и окружающей его всепоглощающей тишиной, неким вневременным загробным покоем. Это отличает его от привычного конкретного негативного намерения нанести нам вред, которое скорее вызывает панику.
Курс, который заменит вам 30 книг, 50 академических часов и скучные статьи:
В ужасе переживается dasein как бытие, которое наличествует. Ничто приоткрывает свои двери, поэтому человек может увидеть просвет истины. Это происходит за счёт противопоставления имеющегося у него бытия небытию, которое перед ним возникло. В это мгновение с особой остротой осознаётся конечность существования живого.
Принимая эту мысль, субъект должен найти силы жить дальше, используя приобретённый опыт, чтобы наполнить жизнь смыслом до того, как она завершится в бездне ничто. Вернётся туда, откуда пришла.
Дазайн-анализ
Концепты, описываемые Хайдеггером, частично выходят за пределы экзистенциализма и онтологии в сторону антропологии и психологии. Это стало почвой для появления дазайн-анализа. Дазайн-анализ можно назвать одним из самых значимых итогов развития мысли немецкого экзистенциалиста: этот феномен объединяет его учения с психотерапевтической практикой. Многие психоаналитики уточняют, что дазайн-анализ продолжает психоанализ Фрейда.
Синтез философии и психоаналитической традиции стал возможным благодаря трудам Людвига Бинсвангера и Медарда Босса. Они первые внедрили дазайн-анализ в работу психоаналитиков и психотерапевтов в конце XX века. Во многих странах продолжается активная практика этого метода, несмотря на то что первоначально дазайн-анализ не хотели принимать в качестве психотерапевтического средства работы с людьми.
В первую очередь дазайн-анализ предполагает изменение отношения пациента к проживаемому опыту. Человек обращается к миру и вещам в нём непосредственно, избегая наслаивания мировоззренческих установок. По этой причине дазайн-анализ называют феноменологической практикой, учитывая направленность на конкретные вещи и смысловое содержание.
Другое значение анализа состоит в возможности проникнуть к сути мира, к смыслу здесь-бытия — это то, к чему призывал в своих работах сам Хайдеггер. Предполагается, что пациент после терапевтической работы должен быть готов постигнуть сокрытый смысл и реализовать его в своей жизни.
Таким образом, категория дазайн, введённая Хайдеггером, оказывается одной из фундаментальных для его онтологической концепции, так как через нее раскрывается отношение человека к бытию и ничто. Через понятие дазайн стало возможным разъяснение понимания бытия как бытия сущего. Работа «Бытие и время», в которой изложены ключевые моменты философии Хайдеггера, оказала влияние на многих мыслителей эпохи, среди которых были Жан-Поль Сартр и Жак Лакан.
Так понятие дазайн становится не только философским, но и междисциплинарным феноменом, найдя себе место также в области антропологии и психологии. Таким образом оно иллюстрирует применение философских идей на практике.
Хайдеггер известен не только тем, что на основе его идей создали дазайн-анализ. Рассказываем подробнее о других направлениях его филисофии в нашем материале:
Философия Мартина Хайдеггера
О великих философах от Платона до Ницше — в видео нашего проекта: