Время чтения: 5 минут
Философия классицизма
Архитектурный классицизм стал материальным выражением абсолютизма.Этот стиль сформировался во Франции XVII столетия — в период расцвета абсолютной монархии и во времена правления «короля-солнце» Людовика XIV. Из Франции вместе с модой на всё французское, классицизм попал и в другие европейские страны.
Основа философии классицизма — рационализм. Он исходил из представления о превосходстве рационального над эмоциональным. Поэтому художественное произведение, в том числе здание, воспринималось, как торжество разума и логики, победа над хаосом и текучестью чувственной жизни.
Ваш курс, чтобы научиться определять архитектурные стили и направления:
Античность как эталон
Античное искусство стало для классицизма примером для подражания. Оно обладало главные принципы классицизма: гармонию, строгость и логичность.
Основой архитектурного языка в эпоху классицизма стал античный ордер — система пропорциональных соотношений в архитектуре. Ордерная система классицизма была близка греческой и римской: классицисты позаимствовали три основных ордера — дорический, ионический и коринфский, отличавшиеся друг от друга строением капители, соотношением и размерами базы, ствола колонны и фриза.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер имел трёхступенчатое основание — стереобат, колонну без базы (основания), но с небольшим энтазисом — утолщением в средней части ствола и венчающую часть — капитель. Дорическая капитель состояла из двух частей: полукруглого выпуклого эхина и квадратной плиты — абаки.
Ионический ордер отличался от дорического большей лёгкостью, изяществом пропорций. Ионическая капитель имела эхин из двух симметричных завитков, которые называются волюты, и небольшую абаку.
Характерной чертой коринфского ордера была его изысканная капитель. Она напоминала стилизованное изображение плетёной корзины, украшенной острыми листьями аканта (или аканфа) — травянистого растения, которое похоже одновременно на вьюнок и чертополох.
В европейской историографии выделяют три этапа развития классицизма: стиль второй половины XVII века, палладианство XVII–XVIII столетий и ампир первой трети XIX века. Рассмотрим их подробнее.
Классицизм XVII века
В архитектуре второй половины XVII века с античным ордером соседствовал пилястровый, в котором колонны заменяли пилястры — плоские вертикальные детали, выступающие из стены. Пилястры имеют ствол, базу и капитель, но отличаются от них прямоугольным (а не круглым) сечением. Фактически, пилястра — это колонна, потерявшая свою конструктивную функцию и предназначенная для украшения.
Из Античности через Ренессанс в классицизм приходит использование руста — облицовки фасадов или отдельных элементов здания блоками неотёсанного или грубо отёсанного камня. Архитекторы-классицисты предпочитали использовать руст дозированно, поэтому обычно он размещался на углах здания.
Начиная со второй половины XVII века в моду входят высокие, идущие от пола до потолка арочные окна с мелкой расстекловкой. Широкое распространение они получили во Франции из-за особенностей средиземноморского климата и желания связать интерьер с пространством сада.
Французское происхождение имеет мансарда — пространство под крышей здания и типичная мансардная кровля с переломом. В XVII веке архитектор Франсуа Мансар стал активно использовать эти помещения как апартаменты для гостей.
Иметь дополнительное жилое помещение стало модно и выгодно: домовладельцы платили налоги в зависимости от количества этажей, но мансарды не считались, поэтому денег за них не брали.
Палладианство
Важнейшее направление классицизма XVII–XVIII веков получило название по имени итальянского ренессансного архитектора Андреа Палладио. Он работал в XVI столетии преимущественно в окрестностях города Виченца. Здесь находятся его знаковые постройки — вилла Ротонда и театр Олимпико.
Палладианскую архитектуру отличал контраст между спокойной, лишённой декора стеной и динамичным портиком с колоннами. Сторонники палладианства любили использовать купольные завершения, в том числе в частных виллах и гражданских постройках. Любимым мотивом был особый тип оконного проёма — термальные окна полукруглой формы, восходящие к архитектуре римских терм.
Также получила распространение серлиана — типичное для Ренессанса трёхчастное окно или проход с повышенным центральным фрагментом. Название серлианы связано с именем архитектора Себастьяно Серлио.
Из-за её популярности среди палладианцев, серлиану также называют «окно Палладио» или «палладианский мотив».
Ампир
Ампир, или «имперский стиль», возник на рубеже XVIII и XIX столетий во Франции. Его главной задачей было прославление Наполеона и французской армии. Однако после поражения Бонапарта в войне 1812 года он приобрёл противоположное значение, став символом победы России над Францией.
Для архитектуры ампира был характерен укрупнённый масштаб ордера и обилие деталей, напоминающих о военной тематике. Например, триумфальная арка — аллюзия на военные победы Древнего Рима. Её сопровождали «военизированные» декоративные мотивы: арматура — изображение вооружения и доспехов, лавровые венки, ликторские пучки — связки топориков и государственные символы, например, двуглавые орлы.
Идеальный город и гигантизм
Эстетика классицизма отлично подходила для масштабных проектов, таких как градостроительство. В соответствии с принципами классицистического рационализма были созданы или перепланированы Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и Вашингтон.
Французские архитекторы XVIII века Клод-Николя Леду и Этьен-Луи Булле предложили революционные для своего времени проекты.
«Идеальный город» Леду известен как одна из градостроительных утопий. План города напоминал солнце: круглая площадь и исходящие от неё лучи-улицы. Градообразующим предприятием была солеварня, вокруг которой группировались общественные здания и дома рабочих. Возведение солеварни по проекту Леду начали в местечке Арк-э-Сенан, однако из-за нехватки денег оно было остановлено. Реализации плана помешала революция.
Булле создал проект кенотафа Исаака Ньютона. По задумке памятник должен иметь колоссальные размеры и превосходить пирамиду в Гизе. Кенотаф представлял собой сферу: 150 метров в высоту и 500 метров в диаметре. Форма шара выбрана неслучайно: это Земля — намёк на вклад Ньютона в изучение астрономии, а также яблоко — отсылка к открытию закона всемирного тяготения.
Визионерские проекты архитекторов-классицистов оказались слишком смелыми для того времени, но были оценены гораздо позднее, в эпоху модернизма. А многие принципы классицизма XVII–XVIII веков были переосмыслены и продолжили свой путь в архитектуре XIX и XX столетий.
Нравится читать об архитектуре? Ещё больше интересного в нашей статье:
В чём особенности стиля модерн
О том, почему облик современных городов оставляет желать лучшего и по какому пути идёт градостроительство, узнайте из подкаста нашего проекта: