Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Первая художница российской империи: Зинаида Серебрякова

Внучка архитектора, дочь скульптора и художницы, талантливая портретистка и пейзажистка. Кто она, что она делала и чем жила? Рассказываем про Зинаиду Серебрякову, вошедшую в историю мирового искусства.
Время чтения: 3 минуты.

Творческая династия

Серебрякова родилась в роду Бенуа — семье художников, критиков, скульпторов и других людей от мира искусства. Деда Зинаиды, Николая Бенуа, знали по архитектурным проектам Петербурга и Петергофа. Её отец, Евгений Лансере, был скульптором-анималистом, а мать Екатерина — художницей. Её дядя по маминой линии — критик и основатель журнала «Мир искусства» Александр Бенуа. Словом, неудивительно, что весь цвет Серебряного века нередко приезжал в семейную усадьбу в селе Нескучном. В такой атмосфере девушке предначертано было стать деятелем мира искусств.
З. Серебрякова. «Дом в Нескучном», 1910 год
Там же, в Нескучном, она влюбилась в двоюродного брата Бориса, с которым они в итоге заключили брак, несмотря на препятствия со стороны обеих их религий (Зинаида была римско-католического вероисповедания, а Борис — православного). Ни одна из них не одобряла близкородственные браки, однако родители молодых людей не возражали, поэтому после долгих поисков они сумели найти священника, который согласился обвенчать их. От этого брака появилось четверо детей, и все они стали известными деятелями искусства.
Сможете назвать 7 известных художников 20 века? Если нет, то самое время смотреть наши видео-саммари «Гид по художникам ХХ века». А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30. Он действует до 15 августа при регистрации в приложении и на сайте.

Первые шаги

Зинаида Серебряковой сегодня известна благодаря портретам, однако первые её картины были пейзажными. Усадьба в Нескучном находилась в живописных местах, природа которых вдохновляла молодую художницу на эксперименты. Среди первых пейзажей можно найти фруктовые сады, пашни и огороды, яблочные деревья и дома.
Известность в творческих кругах ей принёс автопортрет «За туалетом», написанный в 1909 году. Его показали общественности на очередной выставке под эгидой «Мира искусства» в 1910 году, а через год Серебрякова вступила в объединение. Входившие туда художники тяготели к отказу от классицизма и поиску новых сюжетов в предшествовавших стилях — барокко и ампире (как и многие другие в тот период). Серебрякова на их фоне выделялась: ей ближе был поиск простых бытовых сюжетов, а не ретроспективизм и переделка старых канонов. Серебрякова не любила абстрактные формы и скрытые смыслы, но обожала природу и портретные зарисовки.
Фрагмент автопортрета Серебряковой «За туалетом», 1909 год

Успех, революция, эмиграция

Упорный труд, выставки и знакомства дали свои плоды: Зинаиду вместе с другими художниками и архитекторами (среди которых были Кустодиев, её дядя и брат, Рерих и прочие известные в Москве деятели искусств) пригласили расписывать масштабный зал ресторана строящегося Казанского железнодорожного вокзала. Основной темой стала аллегория, которую можно описать как «Россия соединяет Европу и Азию». Серебрякова писала эскизы для серии панно «народы Востока» вместе с другим художником, Мстиславом Добужинским. Добужинский изображал сидящие и стоящие женские фигуры в национальных одеждах, а Серебрякова, напротив, делала наброски обнаженных женщин.
З. Серебрякова. «За завтраком», 1914 год
После Октябрьской революции Серебряковым пришлось несладко: их имение разграбили, а самой художнице с мужем и детьми пришлось несколько раз переезжать с места на место. В 1919 умер её муж, она осталась одна с больной матерью и детьми. Трагедия не сломала Зинаиду: она находила подработки и старалась прокормить семью. Но к 1924 году художница поняла, что в СССР у неё нет перспектив и обратила свой взгляд за рубеж.
Она поехала во Францию, надеясь найти там больше заказов и оставив семью в России. Но поиски работы затянулись, в столице модных направлений сложно было пробиться с её любовью к более классическому искусству. В итоге Серебрякова осталась там — не смогла вернуться домой. В Париже она жила бедно, посылала почти все вырученные деньги семье.
З. Серебрякова. «Париж. Люксембургский сад», 1930 год
Только после выставки в Брюсселе 1928 года она смогла найти поддержку от бенефициара. Им оказался бельгийский барон Броуэр, который пригласил её писать портреты его семьи и позже проспонсировал два путешествия художницы в Марокко, во время которых она написала несколько десятков этюдов. Эти этюды считаются искусствоведами вершиной её творчества.
Франция — родина двух художников с непохожими стилями, но с почти одинаковыми именами. Разумеется, мы говорим про Эдуарда Мане и Клода Моне. Разбираемся, как отличать их творения в галереях:
Как отличить Мане от Моне?
ЖИВОПИСЬ