До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Романтизм в живописи: Айвазовский и Брюллов

Как соотносятся романтизм в живописи и в литературе? Почему работы Брюллова и Айвазовского настолько запоминающиеся? Разбираемся вместе с вами.
Время чтения: 7 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Преамбула

В каком творце не живет бунтарь? Оказывается, не в каждом. Или не каждый готов отражать борьбу в своих работах. Иногда важен и общий контекст эпохи, готовность к переменам того или иного общества, как и в двух рассмотренных нами случаях.
XIX век достаточно многолик и противоречив: наравне с многочисленными научными открытиями и инженерными изобретениями, появляются новаторские социально-политические проекты, вскрываются глубинные проблемы государств и их власти. Неудивительно, что эти аспекты отразились во всех видах искусства.

О романтизме замолвите слово

Романтизм как чувственное, мятежное направление, ворвался в творческую среду, охватив многие сферы искусства: литературу, театр и, в том числе, живопись. Если исходить из общих черт, присущих романтизму, можно определить следующие: острота переживаний, возвышенность идей и стремление к творческой свободе, вера в то, что искусство может изменить мир, наличие некоторого символизма (художественных метафор). Так же художники уделяют очень пристальное внимание личности человека, его чувствам и страстям, стремятся к обретению духовных ценностей, до которых разум не может дотянуться.
Означает ли это, что предшествующие мастера не искали и не изображали в своих работах такие аспекты? Ответить сложно, ведь романтизм по своей сути противопоставляется академическому, классическому искусству, основанному на рациональности, подражании ранних произведений.
Безусловно, в каждой отдельно взятой стране, будь то Великобритания, Германия, Франция или Россия, эпоха романтизма содержит свои характерные (в том числе и национальные) особенности. Например, в основе идей русского романтизма лежит патриотический подъем после победы над Наполеоном I. Также равнозначно присутствуют и наименьший отход от идей просвещения, и резкое неприятие сухого рационализма.

Брюллов — романтик

Одна из ярких фигур русской романтической живописи — К. П. Брюллов. Парадоксально, что, являясь потомком художественной семьи французского происхождения и прожив большую часть своей жизни вне пределов России, Брюллов по праву считается влиятельным русским живописцем.
В личной жизни и карьере Брюллова немало воистину «романтизированных» моментов. Получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в 1821 году, художник остается в Академии художеств для совершенствования мастерства. Из-за разногласий по поводу должности руководителя Карл Павлович вынужден отказаться от работы в Академии и дальннейшего финансирования его творчества.
Однако уже в 1822 году, став пенсионерами Общества поощрения художников (ОПХ) на 4 года, Карл Павлович вместе со своим братом Александром (который был архитектором) отправились в зарубежную поездку по Европе до Рима.
По прибытии в Италию Брюллов увлекся жанровой живописью, благодаря чему создаются шедевры «Итальянское утро» (1823 г.) и «Итальянский полдень» (1827 г.), первая из которых была особа оценена Николаем I. Вторая, в свою очередь, не увенчалась большим успехом, в результате чего были разорваны отношение с ОПХ. Однако в то время Брюллов уже был востребованным художником (создавая портреты представителей итальянской знати и соотечественников), что позволило ему обойтись без сторонней финансовой помощи.
Карл Брюллов. «Итальянский полдень», 1827 год

«Последний день Помпеи»

Большую известность Брюллов приобрел после создания картины «Последний день Помпеи» (1830–33 гг.), которая произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Безусловно, в этот период сюжет картины находился на пике популярности, что связано с начавшимися раскопками Помпей и Геркуланума.
В целом работа над картиной заняла примерно 6 лет, начиная с 1827 года, когда Брюллов посетил раскопки и сделал первые наброски. Также начиная работу над картиной, художник изучил исторические документы и ознакомился со свидетельствами очевидца событий Плиния Младшего, чья история была отображена на полотне.
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1830–1833 гг.
Конечно, столь крупномасштабное полотно (456,5 х 651 см) никого не оставляет равнодушным. Брюллов воссоздает трагедию, обнажая чувства и показывая суть человеческих душ. Здесь можно найти и олицетворение самоотверженности в изображении семей, спасавших своих родных и возлюбленных, и людей, преданных своему делу (среди фигур можно найти и автопортрет самого мастера). Есть и отрицательные персонажи: трусливый языческий жрец, вор, крадущий драгоценности и другие.
Кроме сюжетной составляющей, воздействие на зрителя осуществляется посредством контрастного освещения, так называемой люминизации. Под множеством «софитов» художник повествует о судьбах и переживаниях людей, находившихся во власти бушующей стихии.
Присмотревшись к изображенным фигурам, зритель может найти сходства некоторых женских лиц с графиней Юлей Павловной Самойловой, чья судьба неразрывно связана с художником. Она была его музой и возлюбленной.
Как правило, произведение, созданное в период романтизма, наполнено различного рода метафорами. Это связано с «турбулентностью» эпохи. «Последний день Помпеи» не является исключением, с одной стороны, мы видим историческую картину, описывающую катастрофические события происходившие в Везувии на улице Гробниц в 79 году. Но внимательный глаз способен найти в работе и флаг Российской империи в одежде женщины с дочерьми на переднем плане, и символы уничтожения «цивилизации»: падающие античные статуи (в правом верхнем углу) и разбитую колесницу. В этом случае потрясение и страх изображенных людей может трактоваться иначе.
Интересно, что Брюллов построил композицию картины в традициях классицизма (цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник), однако перед нами пример романтизма. Героями картины Брюллова становятся простые люди, а не известные персонажи как было в классицизме, исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. Кроме того, в портретах мастера раскрыт характер человека, его переживания, эмоции и чувства с символическим аспектом.

Айвазовский и романтизм

Не менее значительным живописцем является Иван Константинович Айвазовский. В нашем сознании Айвазовский четко ассоциируется с его пейзажными работами — маринами, однако вглядываясь в заложенный смысл его произведений, можно четко говорить о том, что Иван Константинович — мастер эпохи романтизма.
Бесспорно, судьба пейзажиста (мариниста) была определена Айвазовскому с детства. Знаменитый мастер родился на черноморском берегу Феодосии и уже в раннем возрасте обнаружил у себя художественные способности. Одним из первых его рисунков был парусник. Юный талант был полностью окружен поддержкой со стороны семьи, несмотря на стабильное финансовое положение, и знакомых, в том числе и принадлежащих творческой профессии. Среди них были архитектор Я. Х. Кох и директор Феодосийского музей древностей С. М. Броневский. В результате всесторонней помощи Айвазовский получил рекомендацию в Императорскую Академию художеств, где начал свое обучение в пейзажном классе, а закончил в классе батальной (морской военной) живописи. Одним из его учителей также был модный французский маринист Ф. Таннер.
Ввиду особых успехов в учении Айвазовского награждают Большой золотой медалью (за картину «Штиль»), он также выпускается из Академии на два года раньше положенного срока для самостоятельной работы в Крыму, а после этого отправляется в командировку за границу.
Иван Айвазовский. «Штиль», 1885 год
Можно сказать, что в Италии Иван Константинович выработал собственный метод и научился работать по памяти с использованием маленьких зарисовок-эскизов. Это поразительно, но изображение столь «живого», реального моря было результатом воображения художника, а не пейзаж с натуры (хотя в жизни Айвазовский попадал в шторм и выжил в кораблекрушении).
Картины, написанные мастером в Италии и представленные там на различных выставках, принесли большой успех, что обеспечило художнику финансовую стабильность. Благодаря этому Айвазовский много путешествовал, совершенствуя свое мастерство. Возвращение в Россию было триумфальным: его наградили несколькими регалиями и выделили ему должность при Морском министерстве.

Переосмысление пейзажа

Помимо описанных ранее тенденций в XIX веке происходит некоторое переосмысление в части иерархии жанров художественных произведений. В результате этого пейзаж становится более значимым. Критики поняли, что этот жанр способен показывать человеческие чувства и преодоление судьбы так же глубоко, как и картины на исторические и мифологические сюжеты.
Именно эта тенденция прослеживается в творчестве И. К. Айвазовского. В частности, горячо любимая соотечественниками картина «Девятый вал» 1850 г. повествует зрителю о преодолении группой людей сильного ночного шторма, в результате которого произошло кораблекрушение. Обратив внимание на правую часть картины, зритель осознает, что это еще не конец их испытаний, ведь лучи солнца освещают самую большую волну — девятый вал (символ роковой опасности и непреодолимой силы), готовую обрушиться вновь. Однако теплые тона картины делают море не столь суровым и дает надежду на спасение и светлое будущее. Это ли не истинное отражение идей романтизма?
Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год
В живописи Ивана Константиновича даже известный исторический персонаж занимает периферийное, побочное место. Он теряется на фоне природы — моря, гор, облаков — и стихии, теряется в бесконечном мире с высоким небом и безбрежным морем («Пушкин на берегу Черного моря» 1887 г., «Наполеон на острове св. Елены» 1897 г.).
Кроме того, объекты, наполняющие пейзажный сюжет (деревья, мачты кораблей, башни, маяки), в работах Айвазовского несколько вытянуты по вертикали. Иногда они приобретают неправдоподобные пропорции. Этот прием также воздействует на зрителя, еще больше показывая безграничность окружающего нас мира.
Благодаря повторяющимся пейзажам (особенно если созерцать их в едином пространстве) можно заметить определенную динамику, своеобразное настроение окружающей среды, у которой, подобно человеку, существуют свои эмоции.
Иван Айвазовский. «Среди волн», 1898 год
Картины Айвазовского, как и «Последний день Помпеи» Брюллова, объединяют в себе идеи романтизма и технику классицизма. Так, передний план морских пейзажей Ивана Константиновича заметно утемнен, а задний фон освещен — иногда даже двойным источником света как, например, «Среди волн» 1898 г. и «Ночь в Крыму» 1850 г. Такое стилистическое решение, делая пейзаж более выразительным, более всеобъемлющим, оказывает прямое воздействие на зрителя, который реально находится в эпицентре изображенных событий («Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)» 1853 г., «Пожар Москвы 1812 года» 1851 г., «Черное море» 1881 г.).
Эта статья написана Екатериной Кологерманской, студенткой нашего профессионального курса «Искусствовед».
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО