Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем картина «Молочница» Яна Вермеера?

Яна Вермеера называют художником «без фотошопа» — настолько фотореалистичные картины он создавал. На его полотнах мы видим простой сюжет, но в каждой картине есть загадка. В чем смысл «Молочницы»? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Картина без названия

Ян Вермеер писал «Молочницу» приблизительно в 1658-1661 гг. Интересно, что своим работам он не давал названия. Это уже делал покупатель.
На картине изображена молодая женщина. Она держит тяжелый кувшин, чтобы налить молоко в глиняный горшок и поставить его в печь для запекания. Зрителей привлекает контраст ее потемневших от работы кистей рук с белой кожей выше запястий. По фартуку и белому чепцу мы понимаем, что это служанка. Она одета в блузу из грубого сукна, украшенную декоративной строчкой. Женщина бережно и ответственно подходит к своему делу. Об этом свидетельствуют приоткрытый рот и наклон головы.
Полотно Яна Вермеера показывает типичную жизнь голландцев того времени. Обычно они ели молоко, сыр и хлеб. А молочницы готовили творог, сметану, масло.
А кто изображен на картине «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера? И почему картина «Портрет четы Арнольфини» голландского художника Яна ван Эйка — одна из первых картин, подписанная самим живописцем? Получите готовый ответ от искусствоведа в саммари «Европейская живопись: от Италии до Франции». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.

Место действия и время суток

Если присмотреться к деталям, можно понять время суток и место действия. На столе мы видим хлебницу с булками, керамический кувшин. По форме кувшина можно определить, что действие происходит во время завтрака. На это указывает и тот факт, что помещение еще не убрали, и за грелкой находится мусор. Значит, это утро.
Ян Вермеер
По теплой одежде служанки зрители понимают, что она работает в холодном помещении. Но оно было не всегда подсобным. Правее окна изображен предмет, похожий на картину. Кроме того, в пустой стене вбиты гвозди. Возможно, там находилась картина. Следовательно, хозяева поменяли назначение комнаты.
На заднем плане зрители видят латунную лампу, начищенную до блеска. Это свидетельствует о том, что в доме слуги хорошо выполняют свои обязанности. Но вместе с тем мы замечаем маленькое выбитое стекло в окне. Эта деталь, наоборот, говорит о небрежности прислуги.
Пышный белый хлеб — показатель зажиточности хозяев. Не все могли позволить себе есть белый хлеб каждый день.

Мадонна с кувшином

Искусствоведы считают, что молочница похожа на Мадонну. Она как будто совершает священнодействие, ее лицо чистое и целомудренное. Живописец показывает атмосферу домашнего уюта, спокойствия.
Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна», 1512 год
Для создания этой картины Ян Вермеер использовал дорогую краску из ляпис-лазури. Ей написаны фартук молочницы и шаль на столе. Серая стена контрастирует с лимонным оттенком блузы молочницы. Чтобы передать фактуру хлеба, кувшина, сгустков молока на горлышке художник делает точечные капли краски уже на готовом полотне. А для эффекта солнечных бликов живописец наносит маленькие точки светлого цвета.
Поражает воображение и струящееся молоко, которое вот-вот заполнит чашу.

Ян ван Эйк тоже был известным голландским художником. Рассказываем про одну из его самых загадочных картин «Портрет четы Арнольфини» :
Загадки «Портрета четы Арнольфини» Яна Ван Эйка
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО