Немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер — одна из самых значительных и противоречивых фигур в философии ХХ века.
Его радикальный разрыв с философской традицией предыдущих столетий стал одним из главных событий в истории мысли. Работы Хайдеггера оказали влияние на формирование неогегельянства (Т. Грин), экзистенциализма (Ж.-П. Сартр), постструктурализма (Ж. Деррида), современного спекулятивного реализма (Ю. Такер и Г. Харман) и даже на идеи теоретиков глубинной экологии.
Как и Ницше, он принципиально не формировал никакой «системы» и вообще любил называть себя «скромным смотрителем» в «музее истории мысли». Однако мыслил он строго и всегда поправлял тех, кто понимал его неправильно.
Философию Хайдеггера разделяют на два периода: от знаменитого труда «Бытие и время» до «Поворота» (Die Kehre), выпущенного в начале 1930-х годов, и после «Поворота» до конца жизни.
Время чтения: 5 минут
«Бытие и время» (Sein und Zeit)
Наставник Хайдеггера Эдмунд Гуссерль посоветовал философу опубликовать что-то из своих записей, чтобы тот мог претендовать на место ректора. Так на свет появился magnum opus Хайдеггера «Бытие и время».
В работе он в первую очередь заново поставил главный вопрос философии — вопрос о Бытии.
Именно «вопрошание» о смысле Бытия, считал он, способно пробудить человека от забвения Бытия. В забвении во многом виновата западноевропейская философия, создавшая субъектно-объектную диспозицию, то есть разделение между познающим и тем, что находится вне его — другими людьми, вещами и даже Бытием.
Согласно Хайдеггеру, на самом деле каждый «заброшен в Бытие», находится внутри него. Соотнесённость с этой конечной истиной его существования выражает важнейшее для философа понятие Dasein (Дазайн, вот-бытие).
Дазайн побеждает в человеке разделение субъекта и объекта. Хайдеггер сравнивает это преображение с ударом молнии, внезапно освещающей неразрывную цельность Бытия во всей его подлинности.
Различные аспекты соотнесённости человека с его Бытием Хайдеггер называл экзистенциалами.
Одним из них является Бытие к смерти: осознание конечности и временности существования помогает индивиду найти подлинный смысл. Так, известие о скорой кончине открыло герою Льва Толстого из повести «Смерть Ивана Ильича» глаза на неподлинность его существования. Герой понял свою неосознанность: он больше похож на вещь, которой пользуются, чем на человека, который совершает поступки.
«Каждый человек — пастух своего Бытия», писал Хайдеггер. Таким образом на каждом из нас лежит тяжёлое бремя ответственности за себя и за других людей. Эту ответственность — ещё один экзистенциал — Хайдеггер назвал заботой (Sorge).
Поясняя практическую значимость заботы, психиатр Ролло Мэй пишет: «Если я забочусь о своей сущности, я буду уделять определённое внимание её благополучию, если же я не забочусь о ней, моя сущность распадается».
После «Поворота» (Die Kehre). Язык искусства
В начале 1930-х Хайдеггера назначили на должность ректора, что также требовало вступления в национал-социалистическую партию.
Но быстро он покинул пост и вновь обратился к философии, оставив политику позади. Его всё больше начинает интересовать искусство как альтернатива «вопрошанию о смысле Бытия».В небольшой статье «Исток художественного творения» он утверждает, что художник, сам того не зная, способен в своих произведениях облагородить обычные вещи, представив их в свете несокрытости Истины — алетейи (от греч. Αλήθεια).
Хайдеггер приводит в пример картину Ван Гога «Башмаки». По мнению философа, она олицетворяет неопосредованную связь крестьянина, носящего эти башмаки, с землёй, при этом изымая сами башмаки из мира «сущего», из мира вещей, отягощённых чётким практическим предназначением.
Поэзию Хайдеггер называл игрой, имеющей величайшее значение: он признавал за поэтами дар говорить от языка как такового. Вместе с тем язык Хайдеггер называл «домом Бытия».
Например, он цитирует строку немецкого поэта-романтика Гёльдерлина: «Но что остаётся пребывать, то созидают поэты». Философ поясняет, что поэзия — это непреходящая основа нашей способности к осмысленной речи. Последнюю при этом надо отличать от пустой болтовни.
Язык техники
После войны на Хайдеггера сваливается невиданная слава: с ним ищут встречи философы со всего мира, а на основе его идей создаётся психотерапевтическое направление — Дазайн-анализ.
При этом на родине от философа требуют раскаяния за членство в партии и официально запрещают преподавать.
Хайдеггер всё больше времени посвящает «Вопросу о технике». Так называется доклад, представленный в 1953 году.
Опасность стремительного технического прогресса Хайдеггер выразил в понятии «постав». Постав — это выведение из потаённости, эксплуатация людьми природы с помощью техники.
В качестве примера такой эксплуатации Хайдеггер приводит гидроэлектростанцию на Рейне, превратившую великую реку в не более чем вспомогательный элемент. Мы можем, например, вспомнить трагическую историю Аральского моря, полностью высушенного во времена СССР ради орошения земель.
Как писал Гёльдерлин: «Там, где опасность — там и спасенье». Хайдеггер не воспринимает технику как угрозу. В работах, посвящённых поэзии, он вспоминает древнегреческое слово технэ, обозначавшее как ремесленный труд, так и творчество.
Он призывает обратиться к сути техники и разглядеть в том, что на первый взгляд кажется бездушной работой механизмов, Бытийную основу, общую и для человека, и для его изобретений.
Критикуя современность, Хайдеггер не отказывает человеку в праве на существование, не называет его «одномерным». Именно поэтому его размышления о Бытии, технике и искусстве всё ещё актуальны. Хайдеггер заглядывал в далёкое прошлое, чтобы обратиться к будущему.
Было бы удобно, если бы философы одинаково смотрели на мир, но в реальности к экзамену придется выучить кучу имен, школ, а главное, ключевых идей десятков мыслителей... Предлагаем лайфхак: получите готовые ответы к экзамену в саммари «Философия: главные имена, школы, идеи». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц, чтобы вы успешно закрыли сессию!
Было бы удобно, если бы философы одинаково смотрели на мир, но в реальности к экзамену придется выучить кучу имен, школ, а главное, ключевых идей десятков мыслителей... Предлагаем лайфхак: получите готовые ответы к экзамену в саммари «Философия: главные имена, школы, идеи». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц, чтобы вы успешно закрыли сессию!
Чем идеи Канта отличаются от Хайдеггеровских размышлений? Читайте в статье:
Всё, что нужно знать о философии Канта