Картина Марка Шагала «Прогулка» входит в триптих. Первая часть триптиха — это «Двойной портрет», на которой художник изобразил подготовку к полету, вторая — это как раз «Прогулка» и третья — «Над городом», где авангардист написал полет влюбленных. Рассказываем в статье, что Шагал хотел показать в «Прогулке».
В картинах Шагал любил обыгрывать устойчивые выражения. Например, в «Прогулке» мы видим авторскую интерпретацию пословицы «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Однако здесь она приобретает другое значение. На картине художник изобразил себя. Левой рукой он держит за руку свою любимую женщину, а в правой руке у него сидит птица. Шагал показывает, что иногда необязательно выбирать синицу или журавля.
«Любовь окрыляет»
На этой картине, как и на многих других работах Шагала, изображена муза и жена художника — Белла Розенфельд. Шагал писал ее более чем на 2 тыс. картинах, даже после ее смерти. Здесь влюбленные выглядят счастливыми, безмятежными. Они наслаждаются обществом друг друга. Белла изображена летящей, поскольку ее переполняют чувства и «любовь окрыляет».
Художник как будто тоже сейчас оторвется от земли и полетит вместе с возлюбленной. Сложно представить, что эту картину Шагал написал в годы революции, когда был назначен в родной Витебск комиссаром искусств.
Хотя искусствовед Дмитрий Сарабьянов отметил, что в «Прогулке» у художника «несколько деланная улыбка заслоняет подлинную тревогу».
Земля и небо
На картине присутствует родной город художника — Витебск. Именно там прошли детство и юность Шагала. Также авангардист изобразил Спасо-Преображенскую церковь — ее он видел из окна родительского дома. Земля у Шагала — это воплощение материнского начала: «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы». Здесь земля приобрела любимый цвет художника — зеленый, который ассоциируется у него с счастьем и любовью. Стоит отметить, что Шагал показывает нам две силы: землю, на которой стоит художник, и небо, где парит женщина. Таким образом Шагал подчеркивает, что любви не страшны расстояния.