Male gaze или «мужской взгляд» — это термин, который описывает способ изображения женщин в культуре и искусстве с позиции мужского восприятия и желаний. Подробнее — в нашей статье.
Время чтения: 5 минут.
Визуальное удовольствие
Термин «мужской взгляд» был введен в академический и культурный дискурс благодаря работам британской феминистской кинокритики Лоры Малви. В середине 1970-х годов, в период бурного развития феминистской критики, Малви начала изучать, как женщины представлены в кино. Ее основная идея заключалась в том, что традиционное кино Голливуда порождает и поддерживает взгляд, ориентированный на мужчину. Это проявляется в том, как камера «смотрит» на персонажей и какие истории рассказываются на экране.
В своей знаменитой статье «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», опубликованной в 1975 году, Малви анализирует гендерные структуры визуального удовольствия в традиционном кинематографе. Она утверждает, что женщины в кино часто представлены как пассивные объекты мужского взгляда. Этот анализ открыл дверь к глубокому и критическому осмыслению гендерных отношений не только в кино, но и в других формах искусства и культурных проявлениях.
Как связаны философия и кинокритика? Получите готовый ответ от эксперта в видео-саммари «Кинокритика: как правильно анализировать кино». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Три аспекта «мужского взгляда»
Лора Малви выделила три ключевых аспекта мужского взгляда, которые позволяют глубже понять динамику представления женщин в визуальной культуре.Первый аспект — это взгляд мужчины-создателя, который может быть режиссером, художником, фотографом или любым другим создателем контента. В этом контексте мужской взгляд определяет, как женщина будет представлена, какие ее особенности будут выделены или затемнены. Часто это происходит таким образом, чтобы подчеркнуть ее сексуальность и женственность, приспосабливая ее образ под мужские интересы и фантазии.
Второй аспект касается мужчины-персонажа внутри самого произведения. В фильмах или литературных произведениях это может быть главный герой, который рассматривает или взаимодействует с женским персонажем. Этот взгляд часто формирует контекст, в котором зритель или читатель воспринимает женщину. Если мужской персонаж видит женщину как объект желания или завоевания, это может сформировать аналогичное восприятие у зрителя.
Последний аспект — это взгляд самого зрителя или потребителя контента. Произведения часто создаются с учетом предполагаемых интересов мужской аудитории, предоставляя им возможность идентифицироваться с мужским персонажем или получать удовольствие от женского образа. Этот аспект подчеркивает роль культурных норм и ожиданий в формировании того, как женщины представлены и воспринимаются в обществе.
«Женский взгляд»
В ответ на доминирование male gaze в культуре и искусстве, современные творцы и критики начали активно обсуждать и применять концепцию female gaze («женский взгляд»). Этот термин олицетворяет представление женщин и мужчин с точки зрения женского опыта и восприятия, стараясь избежать стереотипов и однобокости, свойственной male gaze. «Женский взгляд» стремится к более глубокому и честному изображению женской сущности, а также изменяет традиционные роли в визуальных нарративах, давая женщинам больше авторитета, а не оставляя их в роли пассивных объектов.
О чем манифест «Догма 95»? Узнайте в нашей статье:
В чем суть «Догмы 95»?