До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Pixar стала главной анимационной студией в мире?

В анимационной индустрии много разных компаний — от студий-гигантов до небольших, только начинающих свой путь. Среди них всех особенно выделяется Pixar, чьи мультфильмы давно стали легендарными. Рассказываем про их сложный путь к успеху.
Время чтения: 5 минут.

Подразделение Lucasfilm

История Pixar началась задолго до того, как у студии вообще появилось это знакомое всем сегодня название. Изначально это была небольшая группа разработчиков инновационных технологий в области компьютерной графики и анимаций. Они находились под крылом большой студии Lucasfilm. В 1979 году Джордж Лукас активно переманивал ведущих разработчиков из Нью-Йоркского Технологического института. Главой нового отдела компании, Graphics Group, стал Эд Кэтмелл, недавно получивший докторскую степень в области технических разработок. Они занимались разработкой диджитал-систем для обработки картинок и звуков.
Эд Кэтмелл
Graphics Group успели поработать над «Звёздными войнами» и «Стартреком», но главное их достижение раннего периода — первый полностью анимированный с помощью компьютерных технологий мультфильм в истории. Это короткометражка «Приключения Андре и Пчёлки Уолли», которая идёт всего 1 минуту и 20 секунд. Его создали в 1984 году, но впервые показали гораздо позже, в 1995 году. Он показывался перед «Историей игрушек».

Джобс и Disney

Стив Джобс выкупил компанию у «Lucasfilm» в 1986 году. Новым главой компании стал режиссёр короткометражки про мальчика и пчёлку, Элви Рэй Смит. Джобс также дал студии новое название — «Pixar».
Стив Джобс
Теперь они занимались корпоративными заказами, отложив в сторону большие планы на мультфильмы с прорывной анимацией. Дело в том, что создание новых технологий — процесс небыстрый, а зачастую ещё и не полностью окупаемый из-за больших издержек. И сотрудникам приходилось делать рекламу различным брендам, чтобы остаться на плаву.
В то время Walt Disney Studios заинтересовалась разработками компании и в конечном итоге купила Pixar Image Computer и программное обеспечение к нему, которые были созданы Pixar в рамках Computer Animation Production System (CAPS). Этот проект был направлен на облегчение покраски 2D-анимаций: автоматизированный метод позволил бы высвободить больше человеческих ресурсов на другие нужды компании.

История игрушек

Разработка заняли несколько лет: первые переговоры начались летом 1990, а выход картины состоялся только в ноябре 1995 года. Работа над фильмом шла трудно: когда половина материала уже была отснята, пришлось возвращаться к первоначальной версии сценария, запрашивая дополнительные средства у Disney. Джобс лично финансировал часть затрат, чтобы наконец вывести своё детище на новый уровень — так сильно он поверил в успех предприятия после того, как увидел первые анимированные кадры.
«История игрушек» (1995), реж. Д. Лассетер
Судя по информации из книги Дэвида Прайса «Магия Pixar», на фильм ушло более 800 тысяч часов и в общей сложности 114 240 кадров анимации. Готовая анимация появлялась со скоростью примерно трех минут в неделю.
Главной причиной признания среди зрителей и критиков (фильм номинировали на несколько наград, в том числе и на Оскар) стало желание режиссёра, Джона Лассетера, рассказать историю, которая затронула бы и взрослых, и детей. Технологии тогда еще не были настолько развиты, чтобы можно было анимировать достоверных людей — игрушки оказались оптимальной заменой. К тому же, Лассетер до этого срежиссировал другой короткий метр про кукол, «Оловянную игрушку», который получил «Оскар» 1989 года за лучший анимационный короткометражный фильм. Disney пытались переманить его к себе, но в итоге сошлись на контракте со всей студией Pixar. В контракте было 5 фильмов — впоследствии это стало проблемой.
В первый же уикэнд фильм заработал 40 млн. долларов — это сняло все вопросы о потенциальной неокупаемости вложенных в производству средств. Так к Pixar пришёл долгожданный успех после нескольких тяжёлых лет работы и опасений о скором закрытии или перепродаже студии. Теперь студия могла уйти от анимации чужих рекламных проектов и сфокусироваться на творчестве.
На курсе-саммари «История анимации» вы узнаете, как развивалось это направление кинопроизводства в разных странах и подробнее познакомитесь с основными студиями. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 5 июня при регистрации в приложении и на сайте.

Споры с Disney и новые контракты

После ошеломляющего успеха «Истории игрушек» Стиву Джобсу пришлось лично договариваться о перераспределении бюджетов с главами студии Дисней: по первоначальному контракту, Pixar уходило всего 20% заработанных денег. Ему удалось добиться равных финансовых доходов.
Под крылом Disney компания выпустила свои следующие фильмы — «Приключения Флика», вторую часть «Истории игрушек», «Корпорацию монстров» и «В поисках Немо». К сезону 2004–2005 года между студиями снова назрел конфликт. Pixar хотели получить права на своих персонажей и зарабатывать больше денег со своих фильмов и предлагали пересмотреть сделку, чтобы Disney стал просто основным дистрибьютором. К тому же, договор был подписан на фильмы, а не на франшизы — Pixar не шло ни цента с парков аттракционов и других развлекательных проектов, в которых всё чаще и чаще стали использоваться их герои. Итогом споров стала окончательная покупка покупка студии большой компанией: Disney не хотели разрывать отношения и терять возможности для создания популярных проектов. В 2006 году Pixar официально стал дочерней компанией корпорации-гиганта.
Сегодня Pixar — гигант рынка, успешно конкурирующий с другими анимационными студиями за зрительские симпатии и награды критиков. История успеха небольшой компании вдохновляет начинающих художников, а корпоративная культура прославилась на весь мир своей открытостью и готовностью слушать идеи, исходящие от любого сотрудника. Помимо крупных анимационных фильмов, они продолжают выпускать небольшие короткометражки и остаются верны изначальному желанию творить искусство.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG7. Он действует до 5 июня при регистрации в приложении и на сайте.
Чему может научить анимация? Элементарным вещам — любви, заботе о близких и так далее. Но в некоторых мультфильмах есть гораздо более глубокий философский смысл. Рассказываем про философию Шрека:
Философия на болоте. Чему нас учит Шрек?
Рассказываем о том, что не так с диснеевскими принцами, в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ