До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

9 кругов рая Данте: подробное описание

В мире литературы имя Данте Алигьери занимает особое место благодаря его величайшему творению — «Божественной комедии». Это эпическое произведение поделено на три части: Ад, Чистилище и Рай.

Сегодня мы расскажем про все круги (сферы, небеса) у рая, чтобы вам не пришлось долго гуглить!
Время чтения — 13 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
«Инферно» Сандро Боттичелли
Рай — последняя и самая благостная часть путешествия души по загробным мирам. Рай Данте устроен в виде девяти концентрических кругов, поднимающихся к сами небеса, где каждый круг представляет собой определенный уровень блаженства.
После мучительного прохода через ад и очищающих испытаний чистилища, Данте, под руководством своей музы и защитницы, Беатриче, взлетает к первому кругу рая. Это путешествие — не только географическое, но и духовное, символизирующее стремление человеческой души к божественному свету и истине.

Описание кругов

В первом круге рая, связанном с Луной, души обладают бледным светом, что символизирует неустойчивость их обетов и посвящений на земле. Это те, кто не сохранил чистоту своих обещаний, но действовали под влиянием обстоятельств, не полностью контролируемых их волей. Например, монахини или монахи, которые были вынуждены нарушить свой обет чистоты из-за внешнего давления или обмана. Это мир неполного света, который отражает неполноту их земных дел.
Второй круг (Меркурий)

Души во втором круге, ассоциируемом с Меркурием, отличались благородными намерениями в своих земных делах, но их деяния были окрашены желанием личной славы и чести. Здесь находятся души, которые стремились к благу общества, но чьё служение сопровождалось стремлением к узнаваемости и восхвалению.
Третий круг (Венера)

Третий круг связан с Венерой, планетой любви, и населен душами, которые на земле грешили чрезмерной страстью, но были ведомы благородным мотивам. Эти души любили сильно и часто, иногда забывая о божественной любви и духовном призвании, но их искренность и чистота намерений принесли им место в рае.
Четвертый круг (Солнце)

Четвертый круг рая — это обитель Солнца, которая светит ярче всего, символизируя просветление и мудрость. Здесь пребывают философы, теологи и ученые, души, которые посвятили себя размышлению и поиску истины. Их жизнь была наполнена стремлением к знанию, и благодаря этому они заслужили высокое место в небесах.
Пятый круг (Марс)

В пятом круге, под знаком Марса, обитают души воинов и мучеников, которые отдали свою жизнь за веру и праведность. Эти души отличаются красным светом, символизирующим их кровопролитие и героизм. Они боролись не ради славы, а ради высших идеалов и защиты божественных законов.
Шестой круг (Юпитер)

Шестой круг рая связан с Юпитером, местом справедливых правителей и мудрых законодателей. Эти души управляли народами с справедливостью и мудростью, не ища личной выгоды, а руководствуясь высокими принципами равенства и законности. Они создавали земные законы, отражающие божественный порядок.
Седьмой круг (Сатурн)

Седьмой круг, ассоциируемый с Сатурном, — это место аскетов и монахов, которые ведут себя строго и отрешённо. Здесь находятся души, посвятившие свою земную жизнь самоотречению и духовным практикам, стремясь к божественному единению через отказ от мирских удовольствий.
Восьмой круг (Звезды Фиксированные)

В восьмом круге рая, где находятся фиксированные звезды, пребывают души, достигшие высочайших уровней духовного развития и познания. Это души святых и героев веры, которые своей жизнью и делами проявили высокую добродетель и совершенство.
Девятый круг (Подвижные небеса или Прудиум)

Девятый и последний круг рая, иногда называемый Прудиумом, находится за пределами физического космоса. Это сфера чистого света, вечности и мир, где души полностью погружены в божественное созерцание, достигая полного единства с Божественным. Здесь они преодолевают последний предел индивидуального существования и полностью растворяются в божественном свете, постигая тайну троицы и сущности Бога.
«Аллегорический портрет Данте» Аньоло Бронзино
В «Божественной комедии» Данте Алигьери описывает девять кругов рая, которые соответствуют медиевальной (средневековой) космологии и представлениям о девяти небесных сферах. Однако, сверх этих девяти кругов находится десятый уровень, который не является кругом в том же смысле. Это Эмпирей, место, где обитает Бог и где души, достигшие высшего уровня блаженства, находятся в вечном и полном союзе с божественной сущностью.

Эмпирей представлен не как очередной круг, а как сверхъестественное и неизмеримое пространство, наполненное чистым светом и миром, которое выходит за пределы физического мира и материального Вселенной. Здесь нет никаких звезд, планет или сфер — только необъятный свет, символизирующий божественное присутствие.
Данте использует Эмпирей для описания мистического видения святой Троицы и божественной сущности, что является кульминацией его духовного путешествия в рай. Это видение включает в себя сложные символические и теологические образы, которые выражают авторское понимание божественной природы и конечной судьбы человеческой души.

Таким образом, если говорить об Эмпирее как о «десятом круге», это будет больше метафорическое, нежели буквальное утверждение, потому что Эмпирей возвышается над всеми кругами и представляет собой конечную цель всех блаженных душ — полное единение с Богом.

Почему в раю вообще есть круги?

В «Божественной комедии» Данте Алигьери использует концепцию «кругов» рая как аллегорическое средство, чтобы организовать иерархию духовного совершенства. Это отражение средневекового мировоззрения, в котором космос устроен по принципу вложенных сфер. Вот несколько ключевых причин, по которым Данте структурирует рай именно так:

Космологический порядок: в средневековье было распространено представление о геоцентрической модели вселенной, где Земля находится в центре, окружённая вложенными сферами планет и звёзд. Каждая сфера соответствовала определённому «небесному» и ассоциировалась с различными духовными состояниями. Данте приспосабливает эту структуру для иллюстрации асцендентной (восходящей) природы духовного восхождения.

Теологический символизм: каждый круг рая связан с определённой добродетелью и группой душ, которые воплотили эту добродетель в своей жизни. Круги позволяют категоризировать блаженных в зависимости от их земных деяний и духовного развития.

Духовное совершенство: круги символизируют различные ступени очищения и духовного роста душ. По мере того как душа поднимается выше, она становится более чистой и ближе к божественному свету. Это также соответствует понятию аскетического совершенства, где духовное восхождение сопровождается отречением от земных привязанностей.

Моральный и этический урок: каждый круг рая также служит примером для живых. Читая «Божественную комедию», люди могут учиться на опыте душ в каждом круге и стремиться к определённым добродетелям.

Личное путешествие Данте: круги рая также отражают личный духовный путь самого Данте, его поиски истины, смысла и божественного света. Он использует своё путешествие как средство для размышлений о жизни, вере и поэзии.

Итак, круги рая в «Божественной комедии» не просто часть богословского учения, но и литературный приём, который позволяет Данте исследовать и выразить сложные духовные идеи в структурированной и визуально впечатляющей форме.
ЛИТЕРАТУРА