Итан и Джоэл Коэны много лет работают вместе над кино. У них есть собственный режиссёрский стиль, который неизменно прослеживается из картины в картину. Рассказываем, по каким деталям можно узнать их фильмы.
Время чтения: 4 минуты.
Ностальгия и ландшафты
Коэны любят играть в ностальгию — события их фильмов нередко происходят в прошлом. Например, фильм «О, где же ты, брат?» повествует о побеге трёх каторжников из заключения и их путешествии по Америки времён Великой депрессии. Вся кинокартина пронизана пейзажными кадрами, которые передают общее настроение: героям предстоит долгий путь домой через американскую глубинку, на котором их ждёт множество испытаний.
Заснеженные дороги, леса и замерзшие озера Миннесоты в «Фарго» тоже работают на создание атмосферы. Когда зритель видит затерянный в глуши провинциальный городок, у него сразу возникают ассоциации и ожидания, с которыми Коэны потом играют. К тому же, на снегу лучше видна кровь — этого в «Фарго» много. Особенно сильно это работает в сцене с дробилкой в лесу ближе к финалу фильма: кровь, летящая из неё, ярко контрастирует с белым снегом.
Выверенные кадры
Выстраивание нетипичных кадров и ракурсов позволяет Коэнам создавать комические эффекты, которые важны для их фильмов. Почти в каждой их кинокартине есть кадр, который выстраивается от бампера движущегося автомобиля, в «Большом Лебовски» камера оказывается внутри шара для боулинга, а в фильме «Внутри Льюина Дэвиса» есть кадр, показывающий происходящее с перспективы кота.
Переход от среднего плана к крупному при общей статичности кадра — ещё одна фишка Коэнов. Такой приём позволяет сфокусировать внимание на внутренних переживаниях героев. Что они чувствуют в данный момент? Как на их дальнейшую судьбу повлияет принятое сейчас решение? Натолкнуть зрителя на эти вопросы с помощью одного только визуального ряда сложно, но Коэны справляются с задачей.
![](https://static.tildacdn.com/tild3663-3135-4230-a636-643839633439/__1.png)
Предметы и люди часто показываются с помощью статичных крупных планов. Так режиссёры подчёркивают важные детали и добиваются ощущения комедийности ситуации. В привычный зрителю кадр можно добавить неожиданные решения, как в сцене с высматривающим поезд героем в фильме «Париж, я люблю тебя». Он смотрит в тоннель метро, а затем медленно поворачивает голову с недоумевающим выражением лица. Благодаря тому, что крупный план остаётся статичен и не отъезжает при развороте головы, зритель видит все выражения лица персонажа вблизи и невольно смеётся от абсурдности его недоумения.
Ритм и границы
Коэновские фильмы отличает выверенный ритм повествования и чёткие границы кадров. При съемке диалогов они стараются помещать персонажей на отдельные кадры. При этом часто камера располагается непропорционально: тот персонаж, который испытывает волну эмоций, занимает много пространства в кадре, а его или её собеседника, напротив, снимают средним планом. Это изолирует персонажей и подчёркивает комедийный эффект — люди буквально не слышат друг друга и находятся в разных мирах. Некоторые диалоги вообще могут проходить без слов. Зритель понимает невысказанное благодаря мимике актёров и искусному монтажу.
За счёт монтажа Коэны и создают ритм повествования: он нужен для баланса между короткими статичными кадрами и длинными сценами, где камера сопровождает героев.
Курс, который заменит вам 15 книг, 50 академических часов и 20 документальных фильмов:
![](https://static.tildacdn.com/tild3263-6234-4561-a663-666538306630/_.png)
Цвета
Цветокоррекция является важным аспектом визуального стиля братьев Коэн. Они используют её, чтобы подчеркнуть уникальную атмосферу каждого фильма и настроить зрителей на нужные им эмоции.
Коэны часто используют высококонтрастную цветокоррекцию, которая придает сценам яркие и насыщенные цвета. Часто применяют и эффект сепии, дарящий сценам теплый и мягкий оттенок — они как будто сняты в прошлом. Благодаря этому в фильмах братьев присутствует неуловимый элемент ностальгии, который считывается не на уровне сценария, а при обращении внимания на расставленные визуальные акценты.
«О, где же ты, брат?» стал первым голливудским фильмом, цвет которого корректировали полностью на компьютере — до этого вручную красили отдельные кадры. Получившийся эффект приглушенной сепии создает яркий и запоминающийся визуальный стиль фильма, который ассоциируется со старыми фотографиями и песочными вестернами, с их погонями по прериям и поисками свободы.
![](https://static.tildacdn.com/tild3738-6630-4538-b831-643930653264/_______1.png)
Фильтры конструируют и подтекст фильма «Внутри Льюина Дэвиса». Он выполнен в холодной сине-голубой палитре, что подчёркивает отчуждение главного героя от окружающего его мира. Рыжий кот, который разбавляет своим появлением цветовую гамму кадров, не задерживается надолго — его ждут свои приключения на пути домой (не зря его кличка — Улисс!), а Дэвис так и остаётся в замкнутом круге холодного и неприветливого нью-йоркского мира.
Смесь жанров
Коэны — мастера разных киножанров. Они талантливо работают с драмой, комедией, вестерном, соединяя их воедино в своих фильмах. «Фарго» и «Большой Лебовски» — криминальные драмы, однако в них есть как история о преступниках, так и юмор, сатира и даже элементы триллера. Коэны любят работать с чёрной комедией, которая позволяет высмеивать злободневные события и глупость штампов и зрительских ожиданий. Этот безумный коктейль жанров работает благодаря выверенной авторами степени абсурдности: важно не перегнуть палку ни в одном из используемых жанров.
![](https://static.tildacdn.com/tild3839-3766-4636-b335-336332303165/_1.png)
Сюжеты картин тандема часто состоят из череды нелепых случайностей, запускающих более масштабные события. То, что начиналось как комедия, может по щелчку пальцев обернуться трагедией со скрытыми философскими рассуждениями о природе желаний и поступков. Это одна из причин, по которой зрители возвращаются к фильмам Коэнов раз за разом и находят новые мысли в старом, сто раз просмотренном кино.
Режиссёрский почерк — не миф. Мы можем узнать, кто стоит за рулём проекта по отдельным фишкам в структуре фильма или в визуальных приёмах. Рассказываем об узнаваемом стиле Гая Ричи в нашем материале:
Почему фильмы Гая Ричи такие захватывающие
В каждый фильм вкладывается идея, неважно, комедия это или драма. Главные персонажи часто имеют собственное жизненное кредо, которым объясняют свои поступки. Разбираем философию Тайлера Дёрдена в видео нашего проекта:
![](https://static.tildacdn.com/tild3563-6537-4166-a632-643032393937/_.png)