Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Танцевальный класс» Эдгара Дега: разбор картины

Тема балета у Эдгара Дега была самой любимой в творчестве. Он часто изображал танцовщиц, их выступления. Художник создал более 1500 картин балерин. Среди них одна из самых узнаваемых — «Танцевальный класс». В чем ее смысл? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Уставшие и изможденные балерины

Эдгар Дега написал картину «Танцевальный класс» по заказу коллекционера Жана-Батиста Форе. Художник изобразил момент окончания урока и начало перерыва. Некоторые танцовщицы повторяют урок, другие смотрят в окно. Но все они уставшие и изможденные. В центре полотна находится известный балетмейстер Парижской оперы — Жюль Перро. Важное значение живописец уделял интерьеру и пространству. Он специально написал дощатый пол в перспективе, чтобы создать иллюзию нескончаемого полотна. Возле ног балерины, которая стоит спиной к зрителю, мы видим собачку. Она гармонично вписывается в атмосферу репетиции. Девушки одеты в белые платья с поясами из белых лент, которые завязывались на бант сзади. Эта деталь подчеркивала аристократичность и контрастировала с бледной кожей. Кроме того, это было характерно для стиля неорококо.

Другая сторона балета

Интересен ракурс, который выбрал Эдгар Дега. Он не пытался запечатлеть балерин в идеальных образах. Художник показал мгновение, на котором танцовщицы расслаблены. Полотно напоминает фотографию, что характерно для живописи импрессионистов. Края картины обрезаны так, как это делают фотографы. Тем самым Дега акцентировал внимание на солистках. Живописец показывает нам не красоту и грацию балерин, которую мы привыкли видеть, а другую сторону балета. Именно поэтому художника называли «очернителем» и пессимистом. Хотя Дега восхищался работоспособностью танцовщиц. Мы видим, что некоторые девушки сгорбили плечи, опустили головы. В их позах отсутствует возвышенная красота. Кто-то чешет спину, поправляет платье.

Ждать 20 лет, чтобы работать за кулисами

Для написания картины «Танцевальный класс» живописец ходил на уроки балетмейстера Перро, который изображен на ней. Герой показан мудрым и несмотря на то, что он не молод, он все равно остается энергичным. За его плечами длинная жизнь с блестящими постановками и выступлениями. Стоит отметить, что Эдгар Дега был частым гостем на сцене Парижской Оперы. Он вдохновлялся темой балета и искал натурщиц для будущих работ. Художник познакомил зрителя с закулисьем балета.
Эдгар Дега, «Репетиция балета на сцене». 1874 год
Интересно, что живописцу понадобилось 20 лет и 20 годовых абонементов в Парижскую оперу, чтобы получить разрешение от директора работать за кулисами. До этого Дега писал работы в мастерской. Художник старался изображать танцовщиц в их естественной обстановке, на его картинах никогда не было постановочных сцен. Именно поэтому на полотнах мы видим обычных девушек, а не идеализированные образы балерин.
Вы тоже устали и выдохлись, как танцовщицы на картине Дега, пока готовились к экзамену по истории искусства? Не тратьте кучу времени и сил на зубрежку билетов, вместо этого послушайте саммари «История импрессионизма: как он изменил искусство». Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
А в чем смысл картины «Голубые танцовщицы» Дега? Рассказываем в статье:
Разбор картины «Голубые танцовщицы» Дега
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО