Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл гравюры «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая?

«Большая волна в Канагаве» — самая известная гравюра Кацусики Хокусая, а также один из самых узнаваемых образов японской культуры. Работы Хокусая оказали большое влияние на европейских художников, в частности Ван Гога и Гогена. Так в чем же суть этой гравюры? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Запад и Восток

«Большая волна в Канагаве» — это первая картина из цикла «Тридцать шесть видов Фудзи». Серия этих работ стала настолько известной, что отпечатки с них делали, пока деревянные пластины не износились. Считается, что с оригинальных произведений было отпечатано около пяти тысяч копий. Но далеко не все из них сохранились — многие не пережили землетрясения, пожары, войны. Японские гравюры вдохновили импрессионистов и постимпрессионистов на создание картин. Но интересно, что Хокусай обогащал свои знания в сфере искусства благодаря западным образцам. В Японии они попадали контрабандным путем. Хокусай разглядывал офорты европейских художников. Его привлекали пейзажи, игра света и тени. Хокусай был первым японским мастером, который изобразил пейзаж с помощью ксилографии. До этого пейзажи писали только на бумаге или шелке.

Философия гравюры

Революционным было и то, что Хокусай изобразил на гравюре рыбаков. Они относились к наименее уважаемому сословию в иерархии общества. Обычно на гравюрах укие-э встречались герои из японской знати.
Искусствоведы до сих пор спорят, в чем же смысл гравюры. Кто-то считает, что мастер показывает бессилие человека. Он не может противостоять могуществу стихии. Рыбаки понимают, что не спасутся, и плывут навстречу гибели. Мы понимаем, что скоро волна уничтожит их судна. Но есть и другая интерпретация работы Хокусая. Российский культуролог-японист Евгений Штейнер считает, что судна рыбаков представляют собой активное начало. Они проходят через волну. Дело в том, что в Японии принято смотреть на гравюру справа налево. Штейнер утверждает, что на картине послана буддийская картина мира как изменчивой стихии. Человек здесь — не жалкое существо, а «естественный элемент непостоянства природы».

Феномен успеха

На картине мы видим фрагменты волн, а на заднем плане — гору Фудзи на фоне грозового неба. Фудзи спрятана за волнами. Она тоже напоминает волну из-за заснеженной вершины.
Хокусай продемонстрировал мастерство использования синих цветов. Это характерно не только для «Волны в Канагаве», но и для всех работ этой серии. Для создания картин художник выбрал «берлинскую лазурь».
Гравюра «Волна в Канагаве» стала очень известной в культуре. Ее изображение в виде скульптуры находится в Дрездене.
«Волна в Канагаве» встречается на пазлах, картах, монете республики Фиджи. Кроме того, она даже иллюстрирует «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина. Многие искусствоведы задаются вопросом, почему гравюра остается популярной в течение двух веков. Они считают, что феномен ее успеха заключается в использовании золотого сечения.
Скоро экзамен по истории искусства, ты прогуливал лекции, а однокурсники не хотят с тобой делиться конспектами? С саммари «Тайны великих художников и их картин» ты быстро подготовишься к экзамену и сдашь его на «отлично», даже не ходя на пары. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
На первый взгляд такие стили, как импрессионизм и постимпрессионизм могут быть похожи. Однако между ними есть много важных отличий. Каких? Рассказываем в статье:
Чем отличается импрессионизм от постимпрессионизма?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО