Автор - Елизавета Фандорина
Приложение для саморазвития. Скачать
В 2017 году одним из самых обсуждаемых фильмов стала «Аритмия» Бориса Хлебникова. Триумф начался с победы на «Кинотавре» и был закреплен отличными сборами в массовом прокате. Для призеров «Кинотавра» это редкость, да и сам Хлебников никогда не был режиссером с большими сборами и мировой славой.
Почему же камерная история о двух врачах стала такой популярной? Попробуем ответить на этот вопрос.
«Аритмия» стала прорывом для хранившего на тот момент пятилетнее молчание Бориса Хлебникова. Он относится к т.н. поколению «новых тихих» в русском кино. Его карьера стартовала одновременно со Звягинцевым, а судьбоносная для него «Аритмия» вышла вместе с «Нелюбовью» (тоже фильмом о разводе), что спровоцировало немало сравнений и споров.
Но если режиссер Левиафана стал международной знаменитостью, то Хлебников так и остался русским фестивальным автором. Возможно, дело в том, что он не стремится отстраненно охватить картину русской жизни, а сосредотачивается на личных историях. В «Аритмии», несмотря на мощный социальный посыл, самой сильной линией все равно является мелодраматическая, и в этом причина популярности фильма.
Хлебников собрал отличную команду, в которую вошли сценаристка Наталья Мещанинова («Школа», «Еще один год») и оператор Алишер Хамидходжаев (лауреат Венецианского кинофестиваля за «Бумажного солдата»). Главные роли сыграли Александр Яценко и тогда еще не закрепившаяся в серьезном кино Ирина Горбачева – их динамичный актерский дуэт не позволил фильму допустить ни единой нотки фальши.
«Аритмия» – кино, которое обращается к старой традиции производственной драмы. Олег и Катя женаты и работают в больнице: он – на скорой, она – в приемном покое. Фильм не выходит за пределы ритма «дом-работа», а личные проблемы неотделимы от рабочих.
Сразу вспоминаются советские 60-е с молодыми специалистами, чьи глаза горят верой в будущее, и мы знаем, что их нерадивые начальники, мешающие им работать, будут разоблачены, а в конце герои обязательно обретут личное счастье. Только в 2010-е это уже утопическая сказка: врач в XXI веке страдает из-за медицинской реформы, недосыпа и алкоголизма.
И тут мы вспоминаем новое русское кино, где появляется врачи, готовые ставить диагноз обществу – «Морфий», «Дикое поле», «Простые вещи».
Также возникает другой контекст – это европейское кино о врачах, полное неизбежности и посткоммунистической реальности («Смерти господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня»).
Изматывающая работа на скорой, которая отрезает главного героя от жизни, – это, конечно, «Воскрешая мертвецов» Скорсезе. Но безжалостная реальность будней русских медработников – лишь обрамление для истории любви, которую пытаются реанимировать герои.
Олег не просто врач, в своей работе он видит миссию, и его не интересует карьера, деньги и социальное признание. Он солдат на войне за жизнь пациентов. Немного нелепый и инфантильный в обычной жизни, он преображается, стоит ему начать смену – никаких лишних движений и борьба за каждую жизнь до последнего, будь это жертва пьяной потасовки или маленькая девочка.
Он уверен в своих боевых товарищах: врачи единым фронтом выступают против нового начальника, который требует изменить систему работы с пациентами. Теперь главное не спасение, а выполнение плана. На каждого пациента – 20 минут. Мир Олега рассыпается на работе, он не может пойти против своих убеждений. И пока он горит на своем поле боя, единственное, в чем он точно уверен, кроме своих идеалов, – это его жена Катя. Она обеспечивает его тыл, пока он пьет все свободное время – по-другому стресс от работы не снять. Катя тоже врач, но в приемном отделении. Ее жизнь более спокойная, ее отец – известный врач, и у нее есть карьерные перспективы. Поэтому ее не устраивает пассивность и безразличие мужа.
Катя и Олег вместе с института, но с тех пор Олег эмоционально не вырос, он все тот же максималист. Более того, его работа настолько изматывающая, что у него нет сил бороться за что-либо вне ее – даже за свои отношения. Он покорно принимает сообщение о разводе (которое приходит смс-кой), спит на надувном матрасе в крошечной кухне и готов отпустить Катю. Но не потому, что не любит, а потому, что понимает, что ему нечего предложить ей.
Он понимает, что привычная жизнь рассыпается в его руках только тогда, когда начинает совершать ошибки на работе. Ведь для того, чтобы спасти других, необходимо сначала спаси себя. И даже тогда, когда привычный ритм дает сбой – реанимацией занимается Катя. Самая сильная и искренняя сцена фильма – ее признание в любви через песню Валентина Стрыкало «Наше лето».
Фильм заканчивается условным хеппи-эндом, и герои снова вместе. В машине скорой помощи звучит песня Стрыкало. Но мы здесь так же, как врач, никогда не можем быть уверены в отсутствии рецидива и можем лишь надеяться, что пациент будет выполнять все рекомендации. К хронически больным пациентам скорая будет возвращаться – так и Катя должна держать руку на пульсе их отношений.