Клиповый монтаж
Начнём с самого известного приёма Ричи. Режиссер пришёл в кино из индустрии музыкальных видео. Начинал с создания рекламных роликов и клипов, где и позаимствовал визуальные приёмы для своих будущих фильмов.
Наезды камеры, сверхкрупные планы, быстрая смена кадров, «слоу-мо» и стоп-кадры с титрами — это визитная карточка Ричи. Самый полный сборник этих приёмов — в картине «Рок-н-рольщик».
Наезды камеры, сверхкрупные планы, быстрая смена кадров, «слоу-мо» и стоп-кадры с титрами — это визитная карточка Ричи. Самый полный сборник этих приёмов — в картине «Рок-н-рольщик».
«Живая» камера
Если присмотреться, можно заметить, что чаще всего в фильмах камера статична. Да, есть общие планы, с помощью которых показывается какое-то действие, есть крупные, обычно с эмоциями героев, но, как правило, камера не двигается. Двигаются только люди и объекты в кадре.
У Ричи всё наоборот. Статичных кадров почти нет: если не движутся герои, то за них это обязательно сделает камера. Она плывёт за персонажами, резко наезжает и отъезжает, ускоряется вместе с их шагом, трясётся вместе с машиной на бездорожье.
У Ричи всё наоборот. Статичных кадров почти нет: если не движутся герои, то за них это обязательно сделает камера. Она плывёт за персонажами, резко наезжает и отъезжает, ускоряется вместе с их шагом, трясётся вместе с машиной на бездорожье.
Благодаря «живой» камере действие набирает темп, а у зрителя создаётся ощущение большей вовлечённости, как будто он сам внутри сцены.
Правильная музыка и чувство ритма
Фирменные саундтреки Ричи — 50% успеха его фильмов, если не больше. В шикарном музыкальном вкусе режиссёру не откажешь, как и в умении подобрать момент. Музыка у Ричи сливается с кадром и усиливает происходящее на экране. Она же придаёт комичности жёстким разборкам или, наоборот, особую эпичность моменту.
В ранних фильмах о пацанах из бедных районов Лондона есть всё: гаражный рок The Stooges и The Subways, Мадонна, «Сектор Газа» и даже классика — Бах и Вивальди. В «Агентах А.Н.К.Л.» — виртуозно подобранный саундтрек итальянских 60-х, а в «Шерлоке Холмсе» — выразительная музыка Ханса Циммера. Какой бы ни была музыка, главное, что в кадре всё происходит в такт ей: будь то танец, драка, погоня или ограбление.
В ранних фильмах о пацанах из бедных районов Лондона есть всё: гаражный рок The Stooges и The Subways, Мадонна, «Сектор Газа» и даже классика — Бах и Вивальди. В «Агентах А.Н.К.Л.» — виртуозно подобранный саундтрек итальянских 60-х, а в «Шерлоке Холмсе» — выразительная музыка Ханса Циммера. Какой бы ни была музыка, главное, что в кадре всё происходит в такт ей: будь то танец, драка, погоня или ограбление.
Острый многослойный сюжет
Что может быть интереснее, чем следить не за одной историей, а сразу за тремя-четырьмя? Так, возможно, рассуждал и Ричи, создавая свои первые фильмы.
С самого начала зритель видит несколько очень разных, но переплетающихся сюжетных линий. Мы следим за героями и всегда знаем немного больше их, оттого и ждём с таким нетерпением кульминации, где все линии обязательно столкнутся самым абсурдным образом. Например, как в картине «Карты, деньги, два ствола».
Время в фильмах Ричи течёт по-особенному: за 10 минут зрителю показывают параллельное развитие не одной линии, а сразу нескольких.
С самого начала зритель видит несколько очень разных, но переплетающихся сюжетных линий. Мы следим за героями и всегда знаем немного больше их, оттого и ждём с таким нетерпением кульминации, где все линии обязательно столкнутся самым абсурдным образом. Например, как в картине «Карты, деньги, два ствола».
Время в фильмах Ричи течёт по-особенному: за 10 минут зрителю показывают параллельное развитие не одной линии, а сразу нескольких.
И что ещё важнее, сюжет у Ричи никогда не будет пресным, ведь в нём есть сомнительные аферы, криминальные разборки и самые невероятные перипетии.
Персонажи важнее спецэффектов
И хотя взрывов, стрельбы и погонь у Ричи достаточно, он не тратит время на «пустой» экшн. В его фильмах не найти сцен как в классических блокбастерах, зато можно насладиться выразительными реакциями героев, хлёсткими фразочками и яркими деталями. Что-то взрывается, кто-то стреляет — акцент на героях.
В «Рок-н-рольщике» пока Раз-Два спасался от головорезов Омовича, почти всё время в кадре были лица героев и их эмоции. А в «Агентах А.Н.К.Л.» накал погони Ильи Курякина и Наполеона Соло за Александром Винчигуэрра показан через мгновенные реакции героев и панораму местности.
Речь персонажей Ричи — отдельная тема. Чем более хлёсткой будет фраза, тем больше шансов, что она уйдёт в народ. Так считает сам режиссёр. За речью и словесными перепалками героев следить едва ли не интереснее, чем за самим сюжетом. Как тут не вспомнить «львиные мудрости» Майкла Пирсона в «Джентльменах»? И это не говоря уже об особом жаргоне лондонских воров, наркоторговцев и мафиози, который придаёт остроты диалогу и влияет на его напряжённость и темп.
В «Рок-н-рольщике» пока Раз-Два спасался от головорезов Омовича, почти всё время в кадре были лица героев и их эмоции. А в «Агентах А.Н.К.Л.» накал погони Ильи Курякина и Наполеона Соло за Александром Винчигуэрра показан через мгновенные реакции героев и панораму местности.
Речь персонажей Ричи — отдельная тема. Чем более хлёсткой будет фраза, тем больше шансов, что она уйдёт в народ. Так считает сам режиссёр. За речью и словесными перепалками героев следить едва ли не интереснее, чем за самим сюжетом. Как тут не вспомнить «львиные мудрости» Майкла Пирсона в «Джентльменах»? И это не говоря уже об особом жаргоне лондонских воров, наркоторговцев и мафиози, который придаёт остроты диалогу и влияет на его напряжённость и темп.
В чём главный секрет успеха Гая Ричи
Несмотря на обилие ярких приёмов, главный секрет, пожалуй, всё равно остаётся в самой личности режиссёра.
Динамика фильмов Ричи — это его собственное ощущение времени и действия, стиль и особый хулиганский дух.
Даже в коммерческих проектах, таких как «Аладдин», где от фирменных приёмов режиссёра не осталось почти ничего, чувствуется та самая атмосфера и темперамент. Гай Ричи всегда остаётся собой, за что мы его и любим.
Динамика фильмов Ричи — это его собственное ощущение времени и действия, стиль и особый хулиганский дух.
Даже в коммерческих проектах, таких как «Аладдин», где от фирменных приёмов режиссёра не осталось почти ничего, чувствуется та самая атмосфера и темперамент. Гай Ричи всегда остаётся собой, за что мы его и любим.
Эта статья написана Ириной Калитько студенткой нашего профессионального курса «Кинокритик».
С этим курсом Вы:
Станете дипломированным экспертом по кинематографу
Научитесь анализировать фильмы и аргументировать свое мнение о них
Соберете портфолио с куратором и получите помощь в монетизации знаний